Система смазки
Каждый знает, как сложно открыть давно не смазывавшийся замок, а как барахлит не смазанная швейная машинка! А при регулярной смазке проблем с открыванием не будет.
«Не подмажешь — не поедешь» - эта пословица вполне применима для автомобиля. Хотя, пожалуй, сдвинуться с места без масла, может, и получится, но практически сразу двигатель будет безнадежно испорчен. При работе двигателя множество деталей контактируют друг с другом, образуя пары трения (фрикции).
Чтобы уменьшить фрикционный износ, двигатель оборудуют системой смазки. Резервуар с маслом находится в картере двигателя.
Масляный насос обеспечивает поступление масла через масляный фильтр к движущимся частям.
В двигателях внутреннего сгорания применяется система смазки комбинированного типа:
- часть деталей смазывается под давлением,
- часть — разбрызгиванием и окунанием,
- часть — самотеком.
Кроме функций смазывания, масло может выполнять и функции охлаждения. Воздушный поток, проходящий под днищем движущегося автомобиля, обдувает картер двигателя, являющийся резервуаром для масла. Кроме того, на некоторых автомобилях и мотоциклах устанавливают специальные масляные радиаторы, призванные охлаждать масло. Это одновременно предохраняет масло от распада при высоких температурах.
Система смазки состоит из следующих основных элементов
- поддонакартера; ‘
- масляного насоса с заборником;
- масляного фильтра;
- трубок,каналов и отверстий для подачи масла.
Теперь немного подробнее об основных элементах системы смазки.
В поддоне двигателя (картере) хранится масло. По этому признаку систему смазки двигателей легковых автомобилей называют системой смазки с мокрым картером. Уровень масла в картере контролируют с помощью масло измерительного стержня (щупа). На щупе выполнены две риски, соответствующие минимальному и максимальному уровням масла.
Ваша задача — периодически контролировать уровень масла, не допуская его падения ниже отметки минимума.
Для проверки автомобиль должен стоять на ровной горизонтальной площадке, после остановки двигателя должно пройти некоторое время, чтобы масло, циркулирующее по системе, стекло в картер и немного остыло. Масло следует заменять в сроки, указанные предприятием — изготовителем вашего автомобиля. Эти сроки всегда совпадают со сроками очередного технического обслуживания (ТО).
Однако если сроки ТО еще не подошли, а вы, проверяя масла, обнаружили его сильную загрязненность (возможно двигателю пришлось работать длительное время в тяжелых условиях), то масло необходимо заменить досрочно.
Масляный насос шестеренчатого типа создает в системе смазки необходимое давление масла и подает его к трущимся поверхностям.
Масляный фильтр очищает масло от загрязнений и частиц, вырабатываемых в результате механического износа. В фильтре установлен перепускной клапан. При повышенной вязкости масла или чрезмерном загрязнении фильтра под действием повышенного давления перепускной клапан открывается и направляет масло мимо фильтра (без очистки).
Масляный насос шестеренчатого типа: 1-шестерни;
2-редукционный клапан; 3-пружина
Это позволяет сохранить необходимое давление масла в системе. Масляный фильтр обычно заменяют одновременно с заменой масла двигателя.
Вентиляция картера необходима для поддержания в нем нормального давления,а также для удаления паров бензина и газов, прорывающихся из цилиндров
Для чего все это нужно?
Дело в том, что повышение давления в картере может привести к выходу из строя уплотнений и, как следствие, утечке масла. А пары бензина и газов, скопившись в картере, загрязняют и разжижают масло, вызывают коррозию (разрушение) деталей двигателя. Вентиляция картера выполняется путем принудительного отсоса указанных газов за счет разрежения, возникающего при такте впуска каждого из цилиндров двигателя. В результате эти газы втягиваются во впускной коллектор и вновь направляются в цилиндры.
Схема вентиляции картера двигателя:
1-сетка маслоотделителя; 2-шланг отвода картерных газов в
задроссельное пространство; 3-дроссельная заслонка;
4-вытяжной шланг
Теперь несколько подробнее о работе системы смазки.
Как только вы запустили двигатель, масло из картера через сетку маслозаборника засасывается шестеренчатым насосом и через фильтр нагнетается в главную магистраль, расположенную в блоке цилиндров. Оттуда оно по каналам в блоке подается к коренным подшипникам коленчатого вала и далее по каналам в щеках вала к шатунным подшипникам. Излишек масла выдавливается через зазоры шатунных подшипников и превращается в масляный туман. С его помощью смазываются стенки цилиндров, поршневые пальцы и другие детали двигателя. Из главной магистрали масло также подается к подшипникам распределительного вала, распределительным шестерням и к полым осям коромысел клапанов. Далее масло самотеком направляется и картер. Одновременно с пуском двигателя коленчатый вал погружает свои кривошипы в масло, находящееся в картере двигателя, и разбрызгивает его.
Постоянное давление в системе смазки поддерживает редукционный клапан. При повышении давления сверх необходимого он вновь возвращает часть масла во всасывающую магистраль насоса.
В двигателях используют специальные моторные масла. Стандартная марка отечественного автомобильного моторного масла включает букву «М» (т.е. моторное), цифру или дробь, которая определяет класс автомобильного моторного масла либо классы (для все сезонных автомобильных моторных масел) вязкости. Летом используют более вязкое масло, зимой — менее вязкое. Чем больше цифра в маркировке, тем более вязкое масло. Например, М-12Г1 — летнее, М-8Г1 — зимнее. Существуют и все сезонные масла, которые можно использовать круглый год. Далее в маркировке автомобильного моторного масла присутствуют одна или две буквы, указывающие уровень эксплуатационных свойств и область применения автомобильного моторного масла. Например, М-6з/ 12Г1, где буква «Г» означает, что масло все сезонное, предназначено для форсированных двигателей, 1 — для бензиновых двигателей. В состав этих автомобильных моторных масел добавляют композиции отечественных или импортных присадок. Об этом сообщает индекс после первой цифры. В нашем случае индекс «э» информирует о наличии загущающих присадок. За рубежом принято классифицировать масла по вязкости в соответствии с системой, разработанной Обществом автомобильных инженеров США (Sоciety оf Аutomotive Engineers — SАЕ). На полках автомагазинов вы увидите канистры с маслами, имеющими маркировку 5W-40, 10W-40 и т.п. В такой маркировке первое число и буква «W» (Wintег — зима) свидетельствуют о принадлежности масла к так называемому зимнему, низкотемпературному классу вязкости. Первая цифра указывает, насколько легко масло будет прокачиваться по системе смазки, т.е. как быстро поступит к рабочим поверхностям деталей, и сколько энергии аккумуляторной батареи будет затрачено на привод стартера (вязкость при 40 °С). Чем меньше первая цифра, тем легче пуск двигателя на морозе. Летом же масло должно быть более вязким, чтобы сохранять смазывающую способность. Чем больше вторая цифра, тем выше вязкость масла в летний период. Число, которое указано после тире, — это летний (высокотемпературный) класс вязкости, соответствующий вязкости масла при рабочей температуре мотора (при 100 °С). То есть такое масло можно использовать и зимой и летом — оно все сезонное. Первая цифра информирует об эксплуатационных свойствах масла в зимний период, вторая — в летний.
Масла автомобильных двигателей могут быть минеральными, синтетическими и полусинтетическими. Смешивать их нельзя. При переходе с одного вида масла на другой систему смазки необходимо промыть специальной жидкостью. Водитель постоянно контролирует работу системы смазки. Если в ее работе возникли проблемы и масло не подается к трущимся поверхностям под необходимым давлением (а причин тому может быть множество), то на панели приборов загорается ярким светом красный индикатор с изображением масленки. Это сигнал — надо немедленно остановиться, заглушить двигатель и выяснять причину. Может быть, вы не уследили за уровнем масла, и его уже стало в картере настолько мало, что насос не может создать необходимое давление; может быть, в картере образовалась трещина, и масло просто вытекло. Двигатель начинает «есть» масло в больших количествах при неисправности масло съемных колец, когда масло попадает в цилиндры и там сгорает вместе с топливовоздушной смесью. Об этом подскажет чадящая труба глушителя. Причин может быть много, но чаще всего при отсутствии пробоин в картере и прочих мест явной утечки масла, чтобы продолжить движение, бывает достаточно восстановить его необходимый уровень. Если после этого лампочка индикатора погаснет, можно ехать. Но причину понижения давления в системе смазки необходимо выяснить и устранить.
Система питания
Это своеобразный «пищеблок» двигателя. В ней топливо хранится, очищается, перемещается, смешивается с предварительно очищенным ею же воздухом. Полученное «блюдо» в виде горючей смеси подается в цилиндры двигателя. На различных режимах работы двигателя количество и качество горючей смеси должно быть различным, приготовление таких «разносолов» — тоже прерогатива системы питания.
Подавляющее большинство легковых автомобилей оснащено бензиновыми двигателями. В зависимости от вида устройства, осуществляющего подготовку топливо воздушной смеси, двигатели могут быть карбюраторными или инжекторными.
Система питания
Система питания карбюраторного двигателя:
1-воздухозаборник холодного воздуха; 2-терморегулятор; 3-воздушный фильтр; 4-воздухозаборник теплого воздуха от двигателя; 5- наливная труба; 6-датчик указателя уровня топлива; 7- топливный бак; 8-трубопровод слива избытка топлива; 9-трубопровод подачи топлива из бака; 10-топливный насос; 11-карбюратор
Система питания инжекторного двигателя с электронной 4,6- топливопроводы слива и подачи; 5-топливный бак; 7-электробензонасос; 8-топливный фильтр |
состоит из следующих основных элементов:
|
Топливный бак
Или бензохранилище — это металлическая емкость вместимостью 40-50 литров. Она чаще всего установлена в задней части легкового автомобиля.
Топливо в бензобак заливают через горловину, в которой установлена трубка для выхода воздуха при заправке. На некоторых автомобилях в самой нижней точке бензобака предусмотрена сливная пробка, позволяющая при необходимости полностью очистить бак от нежелательных составляющих бензина — воды и прочей «нечисти».
Бензин, залитый в бак легкового автомобиля, предварительно очищается сетчатым фильтром, установленным внутри бака на топливо заборнике. Еще в бензобаке размещен датчик уровня топлива (поплавок с реостатом), показания которого выводятся на щиток приборов. У большинства легковых автомобилей при уменьшении уровня бензина до 5-8 л на щитке приборов загорается лампочка, сигнализирующая о необходимости дозаправки.
Из топливного бака бензин под днищем автомобиля подается по трубке топливопровода к карбюратору либо инжектору, по пути проходя через фильтр тонкой очистки. Этот фильтр часто является одноразовым (т.е. не подлежит очистке, а попросту заменяется новым) и может быть установлен как перед топливным насосом, так и после него.
Топливный насос доставляет бензин из бака, расположенного в задней части автомобиля, в инжектор или карбюратор, установленные на двигателе. Топливные насосы бывают механические и
электрические. Механические насосы используют для машин с карбюраторными двигателями. На автомобили, оборудованные электронным впрыском, устанавливают электрические насосы.
Насос подает бензин в устройство, в котором готовится топливная смесь: испарения бензина смешиваются с воздухом, который всасывается через воздушный фильтр либо нагнетается турбиной. Подготовленная таким образом смесь поступает в цилиндры двигателя, где и сгорает.
Сначала рассмотрим систему питания карбюраторного двигателя. Этим мы отдадим ему дань за то, что он славно потрудился в прошлом веке. Ныне, скорее всего, вы являетесь или будете владельцем автомобиля с инжекторным двигателем. Даже если сейчас у вас машина с карбюратором, то следующая уж точно окажется с инжектором.
Итак, механический бензонасос, используемый в системе питания карбюраторного двигателя состоит из корпуса 3, подпружиненно диафрагмы 7 с механизмом привода, впускного и нагнетательного (выпускного) клапанов 5 и 4, сетчатого фильтра 6.
10-шток; 11-рычаг привода; 12-пружина рычага привода |
Топливный насос на разных марках автомобилей приводится в действие либо эксцентриком (кулачком) распределительного вала, либо эксцентриком, размещенным на валу привода масляного насоса и прерывателя-распределителя. В обоих случаях вращающийся эксцентрик 1 через шток 2 качает рычаг 11 привода топливного насоса, прижатый к нему пружиной 12. Этот рычаг воздействует на шток 10 с подпружиненной диафрагмой 7. Когда рычаг 11 тянет шток 10 с диафрагмой 7 вниз, пружина 8 диафрагмы сжимается и над ней создается разрежение, под действием которого впускной клапан 5, преодолев усилие своей пружины, открывается. Через этот клапан топливо из бака втягивается в полость над диафрагмой. Этот процесс всасывания топлива изображен на рисунке «Схема работы топливного насоса». |
Далее начинается нагнетание топлива, т.е. бензин из насоса направляется к карбюратору
Эксцентрик 1 поворачивается, и шток 2, перемещаясь наружу бензонасоса, дает возможность пружине 12 переместить часть рычага 11, связанную со штоком 10, вверх. При этом диафрагма 7 под действием собственной пружины 8 также перемещается вверх, впускной клапан 5 закрывается и бензин выдавливается через нагнетательный клапан 4 к карбюратору. Таким образом, последовательно осуществляется цикл всасывание-нагнетание бензин из топливного бака доставляется к карбюратору.
Схема работы топливного насоса (момент нагнетания топлива)
Бензин в карбюратор выталкивается только при перемещении диафрагмы 7 вверх. При заполнении карбюратора до необходимого уровня специальный игольчатый клапан перекроет доступ бензина в его «чрево».
Поскольку качать бензин будет некуда, диафрагма топливного насоса останется в нижнем положении: ее пружина будет не в силах преодолеть создавшееся сопротивление. И лишь когда двигатель израсходует часть топлива из карбюратора, его игольчатый клапан откроется и диафрагма под действием пружины сможет втолкнуть новую порцию топлива из бензонасоса в карбюратор.
Кстати, бензонасос имеет еще и рычажок 9, выступающий из его корпуса наружу. Он предназначен для ручной подкачки топлива (например, в том случае, когда из-за длительного перерыва в эксплуатации топливо испарилось из карбюратора).
Воздушный фильтр
очищает воздух от пыли и прочих механических примесей перед поступлением его в карбюратор или инжектор для последующего смешивания с бензином. Он обычно устанавливается сверху. В воздушный фильтр воздух поступает через трубу воздухозаборника, которая затем разделяется на две части. Через одну часть холодный воздух всасывается в теплую погоду («лето»), через другую часть воздух, подогретый выпускным коллектором, — в холодную погоду («зима»). Переход от «лета» к «зиме» (и наоборот) на разных автомобилях выполняется по-разному: либо с помощью специального рычажка-переключателя, либо поворотом корпуса воздушного фильтра, либо автоматически.
Воздушный фильтр: 1-корпус; 2-воздухозаборник;
3-фильтрующий элемент; 4-крышка
Своевременно заменяйте фильтрующий элемент, поскольку «экономия» на замене аукнется повышенным расходом топлива из-за переобогащения горючей смеси бензином и всеми прочими неприятностями, возникающими при таком «перекорме» двигателя.
Система выпуска отработавших газов
Система выпуска служит для отвода от цилиндров двигателя, их охлаждения и уменьшения шума при выбросе в атмосферу.
Двигатель выбрасывает через выпускной канал цилиндра отработавшие газы в выпускной коллектор. С этого момента начинается их движение по системе выпуска.
Система выпуска отработавших газов легкового автомобиля представлена на рисунке.
Продукты сгорания из выпускного коллектора 2 направляются в приемную трубу резонатора (дополнительного глушителя) 7, а потом и основного глушителя 8. Внутри обоих устройств установлены перегородки с большим количеством отверстий. Газы, с шумом попадающие в глушитель, вынуждены пройти длинный путь по его закоулкам. При этом звуковая волна существенно ослабевает, а газы охлаждаются.
На работу системы выпуска расходуется до 4% мощности двигателя. Поэтому на спортивных автомобилях и мотоциклах такая система выпуска не применяется — на соревнованиях стоит оглушительный шум и хорошо заметен смог от отработавших газов. А вот на всех остальных механических транспортных средствах (т.е. транспортных средствах, оборудованных двигателем) наличие и исправность системы выпуска обязательны.
Все соединения в системе выпуска отработавших газов должны быть герметичными. Выпускные элементы двигателя соединяются через специальные жаростойкие прокладки, трубы глушителя вдеваются друг в друга и стягиваются хомутами.
В отличие от большинства отечественных автомобилей системы выпуска многих иномарок снабжены еще одним элементом — катализатором (каталитическим дожигателем) отработавших газов 5, где происходит нейтрализация вредных веществ. Поэтому такой катализатор еще называют нейтрализатором. В нем дожигаются несгоревшие остатки топлива и фильтруются газы перед выбросом в атмосферу. В нейтрализаторе основные токсичные компоненты отработавших газов — окись углерода СО, углеводороды СН и окись азота N0 — в результате химических реакций превращаются в нетоксичные газы. К сожалению, катализаторы могут работать только с двигателями, потребляющими высококачественный неэтилированный бензин. В противном случае они тут же засоряются и выходят из строя.
Основные неисправности системы выпуска отработавших газов легко определить на слух. Повышенный шум в ее работе возникает из-за прогара или механического повреждения основного или дополнительного глушителя, труб либо разгерметизации соединений. Не следует ставить автомобиль на высокой сухой траве или в других местах, где возможен контакт выпускных труб и глушителей с легко воспламеняющимися материалами.
Устройство карбюратора
Карбюратор — устройство для приготовления горючей смеси путем смешивания бензина с воздухом
для последующего ее сжигания в цилиндрах двигателя. Можно сказать, что карбюратор — это попросту смеситель.
Рассмотрим устройство и работу элементарного карбюратора, изображенного на рисунке
Схема работы карбюратора:
1-цилиндр двигателя; 2-впускной клапан; 3-дроссельная заслонка; 4-смесительная камера; 5-воздушная заслонка;
6-воздушный фильтр; 7-диффузор; 8-поплавковая камера; 9-игольчатый клапан; 10-поплавок;
11-топливный жиклер; 12-распылитель
Как вы уже знаете, бензин с помощью бензонасоса попадает в поплавковую камеру 8 карбюратора. Обратите внимание: именно в карбюратор, в его поплавковую камеру, а не в цилиндры двигателя.
В поплавковой камере 8 постоянный уровень топлива поддерживается поплавком 10, соединенным с игольчатым клапаном 9. По мере расходования топлива поплавок 10 опускается, открывается игольчатый клапан 9 и новая порция бензина вливается в поплавковую камеру. При достижении нормального уровня в поплавковой камере поплавок 10, всплывая, закрывает иглой 9 входное отверстие и прекращает доступ бензина. Если вам это не совсем понятно, то вспомните работу бачка унитаза. Аналогичное устройство размещено и в поплавковой камере карбюратора.
По трубке распылителя бензин из поплавковой камеры 8 попадает в смесительную камеру 4, где смешивается с поступающим из воздушного фильтра 6 воздухом. Теперь непосредственно о том,
как бензин смешивается с воздухом и попадает в цилиндры двигателя. Вы еще не забыли, что происходит при первом такте, именуемом впуском или всасыванием? При впуске поршень движется от верхней мертвой точке к нижней и впускной клапан при этом открыт. Посмотрите еще раз на рисунок, на нем хорошо виден этот процесс. Перемещаясь вниз, поршень втягивает воздух из атмосферы и заставляет его пройти через фильтр 6. Очищенный воздух, двигаясь через сужение диффузора 7, ускоряется, завихряется и увлекает за собой бензин и его пары из распылителя 12, активно перемешиваясь с ними. Именно в этом месте расположена основная «кухня» карбюратора, именуемая смесительной камерой 4. Здесь образуется топливовоздушная смесь, которую втянет поршень, перемещаясь вниз, в цилиндр 1 через открытый впускной клапан 2. Уровень топлива в поплавковой камере 8 несколько ниже кромки выходного отверстия распылителя 12, поэтому при неработающем двигателе топливо из поплавковой камеры через распылитель 12 не вытекает даже при наклонном положении машины. Для дозирования бензина в нижнюю часть трубки распылителя 12 ввернут жиклер 11, представлявший собой пробку с калиброванным отверстием. Мы уже говорили, что диффузор 7 (суженный внутри короткий патрубок) служит для увеличения скорости воздушного потока в центре смесительной камеры и создания разрежения около конца распылителя (при работающем двигателе), что необходимо для высасывания топлива из поплавковой камеры и лучшего его распыления. Количество горючей смеси, подаваемой в цилиндры двигателя, регулируется дроссельной заслонкой 3, связанной с педалью газа. Эта заслонка изменяет площадь проходного сечения за смесительной камерой. Водитель управляет заслонкой, нажимая или отпуская педаль газа При нажатии на педаль 1 заслонка 5 открывается, количество топливовоздушной смеси, попадающей в цилиндры двигателя, увеличивается и двигатель набирает обороты. При отпускании педали газа 1 заслонка 5 закрывается, соответственно в цилиндры поступает меньше смеси и обороты снижаются.
Простейший карбюратор не способен приготовлять оптимальную по составу горючую смесь на всех режимах работы двигателя. При увеличении степени открытия дроссельной заслонки смесь будет обогащаться. Оптимальное же изменение состава смеси должно быть другим.
Современные карбюраторы бензиновых двигателей обеспечивают создание горючей смеси, по составу близкой к оптимальной (по соотношению бензина и воздуха), на всех режимах работы двигателя. Они значительно отличаются от элементарного карбюратора главным образом за счет наличия дополнительных вспомогательных устройств, позволяющих на тех или иных режимах работы двигателя в той или иной степени обеднять или обогащать смесь. Водитель, находясь в салоне автомобиля, «общается» с карбюратором не только правой ногой (нажимая на педаль газа), но и рукой. Обычно под панелью приборов или прямо на ней есть специальная рукоятка, которая управляет воздушной заслонкой карбюратора. Водители называют эту рукоятку «подсосом». Вытягивая ее, водитель прикрывает воздушную заслонку, сокращая доступ воздуха и увеличивая разрежение в смесительной камере карбюратора. В результате этого бензин из поплавковой камеры высасывается более интенсивно и при недостатке воздуха «готовит» для двигателя обогащенную горючую смесь. А именно такая смесь и необходима для пуска холодного двигателя. О включении «подсоса» вытягивании рукоятки на себя) просигнализирует лампа на щитке контрольно-измерительных приборов.
По мере прогрева следует постепенно утапливать ручку «подсоса», возвращая ее в первоначальное
положение. При этом вы будете приоткрывать воздушную заслонку, увеличивая доступ воздуха и обедняя горючую смесь. После прогрева утопите рукоятку «подсоса» до предела, открыв полностью воздушную заслонку карбюратора. При этом погаснет лампочка, сигнализирующая о прикрытии воздушной заслонки. Заметьте: движение с прогретым двигателем должно осуществляться именно с полностью открытой воздушной заслонкой.
Степень прогрева двигателя вы можете контролировать по указателю температуры охлаждающей жидкости, расположенному на щитке приборов.
При пуске холодного двигателя карбюратор должен обеспечивать создание значительно обогащенной смеси, способной воспламеняться даже при низкой температуре.
Перед пуском воздушную заслонку карбюратора необходимо полностью закрыть.
Простейший карбюратор с закрытой воздушной заслонкой: 1-цилиндр; 2-впускной клапан; 3-дроссельная заслонка; 4-смесительная камера; 5-воздушная заслонка; 6-воздушный фильтр; 7-поплавковая камера; 8-диффузор т.е. рукоятку «подсоса» следует полностью вытянуть. |
Во время холостого хода, когда автомобиль движется накатом или стоит на месте, а водитель не нажимает на педаль «газа», в цилиндры подается небольшое количество горючей смеси, но она должна быть обогащенной, чтобы двигатель работал устойчиво. Воздушная заслонка полностью открыта (рукоятка утоплена), а дроссельная заслонка закрыта (еще раз повторим: водитель не нажимает на педаль газа). |
При полной нагрузке (значительном, но плавном нажатии па педаль газа) для получения наибольшей мощности двигателя необходимо готовить в карбюраторе обогащенную смесь.
Для обеспечения хорошей приемистости двигателя, т.е. способности быстро увеличивать частоту вращения коленчатого вала (например, резкое нажатие на педаль газа для интенсивного разгона при обгоне), необходимо при быстром открытии дроссельной заслонки также подавать в цилиндры обогащенную смесь.
Наиболее экономично карбюратор работает на средних нагрузках. Некоторые легковые автомобили оборудованы эконометрами — приборами, показывающими, какое количество топлива расходует в данный момент двигатель. Пользуясь такой информацией, водитель может подобрать оптимальный режим работы двигателя для конкретных условий движения.
Езда рывками (резкий разгон с последующим замедлением) не только удручающе действует на пассажиров, но и увеличивает расход топлива, так как при резком нажатии на педаль газа двигателю (для быстрого набора оборотов и исключения провалов в работе) требуется обогащенная смесь. Это «богатство» достигается с помощью ускорительного насоса — специального устройства карбюратора, выпрыскивающего в смесительную камеру дополнительную порцию бензина.
Итак, подведем промежуточный итог в изучении систем питания: карбюратор — это сложное механическое устройство,смешивающее бензин с воздухом в определенных пропорциях и осуществляющее доставку подготовленной смеси к цилиндрам двигателя. Простейший карбюратор доставляет топливо пропорционально количеству воздуха, проходящего через него. Чтобы подготавливать топливовоздушную смесь для разных режимов работы двигателя, карбюратор оснащают разнообразными дополнительными системами.
Устройство инжекторных систем питания
С середины 80-х годов прошлого века карбюраторы стали вытесняться более эффективными инжекторными (впрысковыми) системами. Главными преимуществами этих систем по сравнению с
карбюраторами являются лучшие пусковые свойства (они меньше зависят от окружающей температуры), надежность, экономичность, повышенные мощностные характеристики, а также меньшая токсичность выхлопа. Однако инжекторные системы более привередливы к качеству бензина. Не допускается работа двигателей с системой впрыска топлива на этилированном бензине. Это приводит к выходу из строя нейтрализатора и датчика концентрации кислорода.
Инжектор в переводе с английского — форсунка. Первые системы питания, использовавшие принцип впрыска, появились в конце XIX века, однако из-за сложной конструкции и отсутствия должных систем управления не нашли широкого применения. Вновь вспомнили о системе впрыска в 60-х годах XX века. Тогда эти системы были исключительно механическими, затем им на смену пришли современные системы впрыска с электронным управлением.
Эти системы в зависимости от числа форсунок и места впрыска топлива подразделяют на одноточечные
Схема «Центральный (моно) впрыск»:
1-датчик температуры; 2-датчик детонации; 3-датчик положения коленчатого вала; 4-топливная форсунка; 5-датчик положения дроссельной заслонки; 6-ЭБУ(контролер); 7-замок зажигания; 8-аккумуляторная батарея
и многоточечные (в них каждый цилиндр имеет персональную форсунку, впрыскивающую топливо во впускной коллектор в непосредственной близости от впускного клапана
Схема «Распределительный впрыск»:
1-датчик температуры; 2-датчик детонации; 3-датчик положения коленчатого вала; 4-топливная форсунка;
5-датчик положения дроссельной заслонки; 6-ЭБУ (контролер); 7-замок зажигания;
8-аккумуляторная батарея
Воздух, который смешивается с бензином, впрыснутым форсункой, предварительно проходит через воздушный фильтр. Моновпрыск направляет подготовленную смесь во впускной коллектор. В этом он сходен с карбюратором.
На современных транспортных средствах работой инжекторов и моновпрысков управляют электронные процессоры. Они контролируют работу каждого цилиндра.
Рассмотрим устройство простейшей инжекторной системы.
Она включает в себя следующие элементы:
- электрический бензонасос;
- регулятор давления;
- электронный блок управления (контроллер);
- датчики угла поворота дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости и числа
- оборотов коленчатого вала;
- инжектор.
Во впрысковой системе питания используют двухступенчатый не разборный электрический бензонасос роторно-роликового типа. Его устанавливают в топливном баке. Такой насос подает топливо под давлением свыше 280 кПа.
В системе топливоподачи предусмотрен топливный фильтр, предотвращающий попадание инородных частиц и грязи в форсунки.
Регулятор давления поддерживает необходимую разницудавлений между топливом в форсунках и воздухом во впускном коллекторе. Он выполнен в виде мембранного клапана, установленного на топливной рампе (через нее топливо попадает в форсунки). При повышении нагрузки двигателя этот
регулятор увеличивает давление топлива, подаваемого к форсункам (соответственно большее количество бензина подается для смешивания с воздухом), при снижении — уменьшает, возвращая избыток топлива по сливной магистрали в бак.
Электронный блок управления (компьютер) - мозг системы впрыска топлива. Он обрабатывает информацию от датчиков и управляет всеми элементами системы питания. В него непрерывно поступают сведения о напряжении в бортовой сети автомобиля, его скорости, положении и количестве оборотов коленчатого вала, положении дроссельной заслонки, массовом расходе топлива, температуре охлаждающей жидкости, наличии детонации, содержании кислорода в выхлопе. Используя данную информацию, блок управляет подачей топлива, системой зажигания, регулятором холостого хода, вентилятором системы охлаждения, адсорбером системы улавливания паров бензина (в качестве адсорбера применяется активированный уголь), системой диагностики и т.д.
При возникновении неполадок в системе электронный блок управления предупреждает о них водителя через контрольную лампу «СНЕСК ЕNGINЕ» (этот индикатор может быть выполнен как в виде указанной надписи, так и в виде пиктограммы с изображением двигателя). В его оперативной памяти сохраняются диагностические коды, указывающие места возникновения неисправностей.
Специалисты-ремонтники с помощью определенных манипуляций или специального считывающего устройства могут получить информацию об этих кодах и быстро обнаружить и устранить неполадки.
Датчик положения дроссельной заслонки размещен на дроссельном патрубке и связан с осью дроссельной заслонки. Он представляет собой потенциометр. При нажатии на педаль газа поворачивается дроссельная заслонка и увеличивается напряжение на выходе датчика. Обрабатывая данную информацию, электронный блок управления корректирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки (т.е. в зависимости от того, насколько сильно вы нажмете на педаль газа).
Датчик температуры охлаждающей жидкости -термистор, т.е. резистор,сопротивление которого зависит от температуры: при низкой температуре он имеет высокое сопротивление, при высокой температуре — низкое. Датчик расположен в потоке охлаждающей жидкости двигателя. Электронный блок управления измеряет падение напряжения на датчике и таким образом определяет температуру охлаждающей жидкости. Эту температуру он постоянно учитывает, управляя работой большинства систем.
Датчик положения коленчатого вала (индуктивный) координирует работуфорсунок. С его помощью блок управления, получив информацию о положении коленчатого вала и соответственно о тактах двигателя, дает сигнал на срабатывание конкретной форсунки, которая в нужный момент подает распыленное топливо к соответствующему цилиндру.
Системы впрыска современных автомобилей в отличие от простейшего инжектора оборудуют целым рядом дополнительных устройств и датчиков, улучшающих работу двигателя. Это лямбда-зонд (устройство, определяющее остаточное количество кислорода, в выхлопных газах), катализатор, датчики детонации и температуры впускного воздуха и др.
Система зажигания
Система зажигания используется только в бензиновых и газовых двигателях. С ее помощью топливо-воздушная смесь, попавшая в цилиндры двигателя, поджигается в строго определенный момент времени. Воспламенение смеси внутри цилиндра происходит при образовании искры между электродами свечи зажигания при подаче к ней тока напряжением 18 000-20 000 В.
Известны три разновидности систем зажигания:
- контактная,
- бесконтактная и
- микропроцессорная.
Контактная система на современных автомобилях не применяется. Однако ранее она была широко
распространена. Отдадим ей должное, так как она верой и правдой служила на протяжении многих лет, и рассмотрим ее принципиальное устройство.
Контактная система зажигания
Контактная система зажигания:
1-генератор; 2-выключатель (замок) зажигания; 3- прерыватель; 4-распределитель; 5-свеча зажигания;
6-катушка зажигания; 7-аккумуляторная батарея
состоит из следующих основных элементов:
- катушки зажигания;
- прерывателя-распределителя;
- вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания;
- свечей зажигания;
- выключателя (замка) зажигания.
Найдите на рисунке выключатель зажигания. Он объединен с замком зажигания и служит сразу для нескольких целей: для включения стартера, системы зажигания, питания контрольно-измерительных
приборов, подачи питания на переключатели света, на стеклоочистители и другие приборы. В данный момент нас интересует то, что с его помощью включается система зажигания и ток низкого напряжения (12 В), вырабатываемый бортовой сетью автомобиля, поступает от аккумуляторной батареи и генератора на катушку зажигания, которая преобразует его в ток высокого напряжения. Этот ток передается в трамблер (механический распределитель зажигания), подающий ток на свечи зажигания.
В автомобиле есть два источника электрического тока: аккумуляторная батарея и генератор. Эти два источника вырабатывают ток низкого напряжения (12-14 Б). Но для того, чтобы между электродами свечи проскочила искра и смогла поджечь рабочую смесь, необходим ток высокого напряжения — около 20 000 В, а в некоторых двигателях и до 70 000 В.
Для этого в системе зажигания предусмотрены две электрические цепи — низкого и высокого напряжения. Обратите внимание, что принцип образования тока высокого напряжения одинаков во всех видах систем зажигания. Рассмотрим его.
Катушка зажигания (иногда ее называют бобиной) преобразует ток низкого напряжения в ток высокого напряжения, т.е. она используется в качестве повышающего трансформатора. В ней расположены сердечник и вокруг него две обмотки — первичная и вторичная. Когда по первичной обмотке низкого напряжения проходит электрический ток напряжением всего 12 В, вокруг нее создается мощное магнитное поле. В момент прекращения подачи тока магнитное поле исчезает и пересекает витки вторичной обмотки высокого напряжения, в результате чего в ней возникает ток высокого напряжения, примерно в две тысячи раз больший, чем в первичной обмотке. Ток высокого напряжения направляется в нужный момент к свече того цилиндра, в котором в данный момент необходимо поджечь топливовоздушную смесь. Для этого используется устройство, называемое распределителем. На верхнем рисунке вы видите, что из центра катушки зажигания выходит провод высокого напряжения и по нему ток направляется в распределитель. Там расположен вращающийся бегунок. При его повороте происходит последовательный контакт с проводами каждой свечи, и тогда между их электродами проскакивает искра. Естественно, что все это происходит в определенной последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров двигателя.
Внимание, если перепутать провода, соединивих со свечами без учета порядка работы цилиндров, двигатель работать не будет.
Для получения необходимого высокого напряжения в катушке зажигания рассчитывают сечение проводов обмотки и количество их витков.
Прекращением подачи тока в первичной обмотке руководит специальное устройство — прерыватель. Он состоит из двух контактов, которые то разъединяются, то соединяются. Именно поэтому данная система зажигания и названа контактной. Для правильной работы системы зажигания между разомкнутыми контактами должен быть определенный зазор, а при замыкании их поверхности должны плотно прилегать друг к другу. В процессе эксплуатации постоянно выдерживать эти условия сложно, например, из-за того, что контакты подгорают. Приходится довольно часто их зачищать и восстанавливать требуемый зазор между ними.
Это «слабое звено» ликвидировали, создав бесконтактную систему зажигания.
Бесконтактная система зажигания
отличается от контактной системы отсутствием прерывателя (того самого, при размыкании контактов которого во вторичной обмотке катушки зажигания образовывался ток высокого напряжения). В бесконтактной системе прерыватель заменен специальным устройством (бесконтактным электронным датчиком), посылающим импульсы тока низкого напряжения и распределяющим ток высокого напряжения в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Его называют коммутатором. Теперь именно он руководит моментами прекращения подачи тока в первичную обмотку катушки зажигания.
Бесконтактная система зажигания:
1-датчик-распределитель зажигания; 2-свеча зажигания;
3-катушка зажигания; 4-коммутатор;
5-выключатель (замок) зажигания
В современном автомотостроении широко применяется микропроцессорная система зажигания, входящая в систему управления инжекторными двигателями
Микропроцессорная система зажигания
Здесь полностью исключены механические приспособления.
Такая система зажигания состоит из модуля зажигания, высоковольтных проводов и свечей зажигания. Устройство управления системой впрыска представляет собой автономный микропроцессорный блок управления зажиганием или блок управления двигателем с подсистемой управления зажиганием. Это устройство, пользуясь обратной связью, автоматически рассчитывает момент зажигания. При этом учитываются частота вращения коленчатого вала двигателя и его положение, положение распределительного вала, нагрузка двигателя, определяемая по положению дроссельной заслонки, а также температура охлаждающей жидкости и данные датчика детонации. Регулировка опережения зажигания реализована программно в блоке управления.
Коммутаторы в микропроцессорных системах зажигания также называются воспламенителями.
Электронный блок управления выполняет в микропроцессорной системе зажигания функции головного мозга. Его работа состоит в сборе информации от датчиков.
Для определения необходимого момента зажигания считывается информация с датчика положения коленчатого вала, датчика положения распределительного вала, датчика детонации, датчика угла открытия дроссельной заслонки. На основании полученной информации рассчитываются оптимальный момент зажигании, время зарядки катушки и через коммутатор выдаются команды управления первичной цепью катушки. Как уже говорилось, блок управления системой зажигания часто объединяют с блоком управления впрыском топлива, устройство которого рассмотрено ранее.
Итак, несколько слов о датчиках. Датчики положения коленчатого и распределительного валов дают информацию о текущих оборотах двигателя, а также текущем положении распределительного вала.
Датчик детонации вовремя работы двигателя генерирует сигнал с частотой и амплитудой, зависящей от частоты и амплитуды вибрации двигателя. Этот датчик устанавливают на блоке двигателя. При возникновении детонации электронный блок управления корректирует угол опережения зажигания.
Датчик положения дроссельной заслонки определяет нагрузку на двигатель. Его работа рассмотрена в подразделе, посвященном устройству и работе системы питания инжекторного двигателя.
Коммутатор (воспламенитель) — это транзисторные ключи, которые в зависимости от сигнала с электронного блока управления включают или отключают питание первичной обмотки катушки зажигания. Если в системе зажигания используется несколько катушек, то и коммутаторов может быть несколько.
Таким образом, ток высокого напряжения в нужный момент доставляется к конкретной свече зажигания.
Устройство свечи зажигания показано на рисунке
Устройство свечи зажигания: 4-уплотнительное кольцо; 5-корпус свечи зажигания; 6-изолятор; 7-контактный стержень |
С помощью свечи зажигания образуется искровой разряд, необходимый для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя. Главными рабочими элементами свечи являются контактный стержень с центральным электродом, отделенный от «массы» изолятором, и боковой электрод, контактирующий с «массой» через металлический корпус свечи. Свечи устанавливают (вворачивают) специальным свечным ключом и головку блока цилиндров. Как вы уже знаете, при работе двигателя в его цилиндрах создается высокое давление. Для надежного уплотнения свечи с головкой блока цилиндров используется уплотнительное кольцо. |
Ресурс современных свечей зажигания составляет около 20 миллионов искр, что соответствует примерно 15 тысячам километров пробега автомобиля. Поэтому заводы-изготовители предписывают замену свечей через 15-20 тысяч километров пробега. Здесь же заметим, что низкокачественный бензин значительно сокращает жизнь свечи.
Удобно и целесообразно заменять свечи при переходе на зимний режим эксплуатации (и наоборот). Бывалые водители рекомендуют возить с собой запасной комплект свечей. Много места в машине он не займет, зато в случае необходимости (при выходе из строя какой-либо свечи или значительном ухудшении ее работы) вы сможете быстро восстановить работоспособность двигателя.