Раздел ПДД №15.
Цели:
- Знать обязанности и действия водителя при подъезде к железнодорожному переезду. Случаи, когда выезжать на переезд запрещено. Места остановки при запрещении движения через переезд.
- Действия водителя при вынужденной остановке на переезде.
- Уметь анализировать и правильно применять полученные знания при решении задач для подготовки к экзамену в РЭО ГИБДД.
- Воспитывать уважение к ПДД, высокое чувство ответственности за безопасность проезда железнодорожных переездов.
Руководства и пособия:
- Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями. Изд. Москва;
- Экзаменационные (тематические) задачи. Изд. Москва. «Третий Рим».
15.1. Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине). (ст.12.10, ч.1 КоАП)
Попытки пересечь железнодорожные пути вне переезда на грузовике или на джипе, как правило, заканчиваются печально. Кроме материальных потерь, водитель несет уголовную ответственность за созданную им железнодорожную катастрофу и за ее последствия.
Рис. 1
Железнодорожный переезд – это пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
Железнодорожные переезды подразделяются на регулируемые и нерегулируемые.
На регулируемых переездах возможность движения через них водители определяют по положению шлагбаума, сигналам светофора и звуковой сигнализации либо по сигналам дежурного по переезду. Многие регулируемые переезды оснащаются барьерами – автоматами, не позволяющие водителям при закрытом шлагбауме (запрещающих сигналах светофора) выезжать на переезд.
На нерегулируемых переездах отсутствуют все вышеперечисленные технические устройства оповещения водителей о запрещении движения через переезд, а также нет и дежурного по переезду. На нерегулируемых переездах водитель должен самостоятельно определить возможность движения через железнодорожные пути.
Перед нерегулируемыми переездами устанавливается знак 2.5 «Движение без остановки запрещено», обязывающий водителей остановится перед принятием решения о возможности дальнейшего движения.
Следовательно, водитель, приближаясь к железнодорожному переезду, должен определить его тип. Помогут водителю сориентироваться предупреждающие знаки 1.1 – 1.4 (Приложение 1 Правил).
Рис. 2
15.2. При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины). (ст.12.10, ч.2 КоАП)
Во всех случаях Правила обязывают водителей, прежде чем въезжать на переезд, «убедиться в отсутствии приближающегося поезда..», даже если он собирается въехать на автоматизированный электроникой железнодорожный переезд, ведь электроника может отказать, а глаза водителя не подведут.
15.3. Запрещается выезжать на переезд:
- при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора); (ст. 12.10, ч.1 КоАП)
- при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума); (ст. 12.10, ч.1 КоАП)
- при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками); (ст. 12.10, ч.1 КоАП)
На экзамене в ГИБДД вам будут задавать такие вопросы:
Можно ли въезжать на переезд, если шлагбаум разрешает, а светофор запрещает? И наоборот - Можно ли въезжать на переезд, если шлагбаум запрещает, а светофор разрешает?
Можно ли въезжать на переезд, если шлагбаум поднят, на светофоре горит разрешающий сигнал, но на переезд вышел дежурный и стоит к вам грудью или спиной, разведя руки в стороны?
Во всех перечисленных случаях движение через переезд запрещено. Въезжать на переезд можно только, если выполнены все условия – и шлагбаум поднят, и на светофоре разрешающий сигнал, и дежурного нет на переезде, и в пределах видимости нет приближающегося поезда.
- если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде; (ст. 12.10, ч.2 КоАП)
Правила имеют в виду вот эту ситуацию – ехавший впереди автомобиль остановился сразу за переездом. Если Вы сейчас продолжите движение, то останавливаться придётся прямо на переезде.Понятно, что в этом случае Правила запрещают въезжать на переезд. Как это ни досадно, но придётся подождать, пока за переездом освободится место.
Рис. 3
- если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина). (ст. 12.10, ч.2 КоАП)
Кроме того, запрещается: (ст.12.10, ч.2 КоАП)
- объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства; (ст. 12.10, ч.4 КоАП)
Как правило, уже за 100 м до переезда осевая линия, разделяющая встречные потоки транспорта, становится сплошной. И в этом случае объезжать очередь у переезда может только нарушитель Правил.
Но ведь разметки может и не быть. И на любом другом участке такой двухполосной дороги, выезд на «встречку» не запрещён (с целью обгона или объезда). Но только не перед переездом! Объезжать очередь у переезда с выездом на полосу встречного движения Правилами запрещено!
Рис. 4
Если дорога имеет несколько полос для движения в данном направлении, то в пределах проезжей части попутного направления допускается объехать стоящий перед переездом транспорт. В этих случаях количество полос на дороге перед переездом обычно соответствует количеству полос на самом переезде.
- самовольно открывать шлагбаум;
- провозить через переезд в нетранспортном положении сельскохозяйственные, дорожные, строительные и другие машины и механизмы;
- без разрешения начальника дистанции пути железной дороги движение тихоходных машин, скорость которых менее 8 км/ч, а также тракторных саней-волокуш.
15.4. В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линий, знака 2.5 «Движение без остановки запрещено» или светофора, если их нет — не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего — не ближе 10 м до ближайшего рельса.
Рис.5 Остановка перед железнодорожным переездом
15.5. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда.
Одновременно водитель должен:
- при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;
- оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;
- при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.
Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью — с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.
Тормозной путь у современного железнодорожного состава 800 м. Теперь вам понятно, почему
минимум 1 км от остановившегося автомобиля на железнодорожных путях нужно пробежаться в обе стороны.
Что же делать, если двигатель вашего автомобиля запускаться не хочет, а некоторый запас времени еще есть.
Существует два варианта действий:
- Если возможна помощь окружающих, то вам помогут. Два-три человека свободно могут вытолкать автомобиль с переезда.
- Если помощь окружающих невозможна, то включайте первую или заднюю передачу, убирайте ноги с педалей и включайте стартер (если он работает). Автомобиль поползет медленно на электрической тяге – стартер вращает коленчатый вал, передача включена, педаль сцепления отпущена – машине деваться некуда и она поедет. Загубив аккумуляторную батарею или стартер, вы сможете спасти автомобиль.
Если и стартер не работает, то остается только подавать сигнал общей тревоги и ожидать
появления поезда, собрав в сумку наиболее ценные вещи.