Необходимая литература: В. А. Родичев, А. А. Кива Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей
Электрооборудование обеспечивает работу большинства систем автомобиля и снабжает током потребители электроэнергии.
К потребителям электрической энергии относятся:
- система пуска двигателя (стартер);
- система зажигания (у бензиновых и газовых двигателей; описание и работа этой системы рассмотрены в главе 2 настоящего издания);
- система освещения (снаружи машины — фары и фонари, лампы освещенияномерного знака, внутри — плафоны, лампы, освещающие приборный щиток, подкапотное освещение и т.д.);
- система световой сигнализации (указатели поворота, стоп-сигналы, фонаризаднего хода);
- система звуковой сигнализации;
- контрольно-измерительные приборы (амперметр, указатель температуры охлаждающейжидкости, сигнализатор включения стояночного тормоза и т.д.);
- дополнительное оборудование (вентилятор, кондиционер, стеклоочиститель,магнитола, прикуриватель, система обогрева заднего стекла, электростеклоподъемники, электронные системы, повышающие безопасность эксплуатации транспортного средства, а также многие другие приборы, которые вы можете подключать через гнездо прикуривателя).
Работу всех перечисленных потребителей тока обеспечивают всего два источника электрической энергии: генератор и аккумуляторная батарея.
Генератор
Главный источник электроэнергии — генератор, приводимый в действие двигателем транспортного
средства. Он преобразует механическую энергию двигателя в электрическую. Вал автомобильного генератора через ремень посредством шкива соединяют с вращающимся валом двигателя, и работающий двигатель «заставляет» генератор вырабатывать ток. Генератор состоит из элементов, показанных на рисунке.
Устройство генератора:
1-корпус генератора; обмотка статора; 3-ротор; 4-ремень;
5-шкив привода генератора; 6-кронштейн крепления; 7-щетки; 8-регулятор напряжения; 9-контактные кольца; 10-вывод «30″ для подключения потребителей; 11- вывод «61″ для питания цепи амперметра и контрольных ламп на щитке приборов;
12-выпрямитель
Автомобильный генератор устанавливают на двигателе на специальном кронштейне. Надежная работа генератора зависит от степени натяжения ремня привода (регламентируется заводом-изготовителем). Натяжение регулируется перемещением генератора в пазах кронштейна.
При работающем двигателе генератор питает электрическим током все потребители, а также подзаряжает аккумуляторную батарею.
Как уже говорилось, генератор связан с коленчатым валом двигателя посредством ременной передачи. Следовательно, чем выше обороты двигателя, тем больше оборотов совершает ротор (вращающаяся часть) генератора. Напряжение, вырабатываемое генератором, напрямую зависит от оборотов его ротора. Автомобильный двигатель, работая на повышенных оборотах, вполне может «заставить» генератор вырабатывать напряжение, превышающее необходимый предел. А это приведет к выходу из строя потребителей и порче электроцепей. Для ограничения вырабатываемого генератором напряжения и поддержания его в установленных рамках используют регулятор напряжения. Он поддерживает постоянное напряжение вырабатываемого генератором тока при переменной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Современные автомобили оборудованы малогабаритными бесконтактными микроэлектронными регуляторами напряжения, которые либо встроены в генератор и объединены в одном узле со щеткодержателем, либо установлены отдельно в подкапотном пространстве.
Аккумуляторная батарея
Аккумуляторная батарея — источник постоянного тока, предназначенный для пуска двигателя стартером, для питания прочих потребителей при неработающем двигателе.
Аккумуляторная батарея — второй источник электроэнергии. Она превращает химическую энергию в электрическую.
Оба источника энергии обеспечивают также зажигание рабочей смеси в цилиндрах бензиновых и газовых двигателей, т.е. работу систем зажигания этих двигателей.
Источники электроэнергии связаны с потребителями проводами. На автомобилях применяется однопроводная система, при которой положительные полюса источников и потребителей, работающих только на постоянном токе, соединены между собой изолированными проводами. Отрицательные же полюса соединяются через металлические части автомашины, называемые «массой». Применение однопроводной системы упрощает схему электрооборудования и позволяет существенно сэкономить на проводах.
Большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями. Перед началом эксплуатации своего автомобиля выясните, где расположен блок предохранителей; если имеются предохранители, расположенные вне блока, определите их местонахождение. Кроме того, выясните номинал предохранителей и имейте их в запасе. Прежде чем заменить перегоревший предохранитель, следует отключить «массу» от аккумуляторной батареи и выяснить причину выхода его из строя.
Имейте в виду, что на большинстве современных автомобилей при отключении аккумуляторной батарей происходит автоматическая блокировка автомагнитолы. При последующем подключении батареи магнитола не будет работать до тех пор, пока вы не введете специальный код. Загляните в руководство по эксплуатации вашей машины к выясните, так ли это. При покупке автомобиля в автосалоне вам дадут этот код, но хранить его в машине не стоит. Кодирование проводят для того, чтобы затруднить использование похищенной автомобильной аудиотехники. Если вы покупаете машину «с рук», не забудьте выяснить у прежнего хозяина номер кода магнитолы.
Аккумуляторная батарея
Аккумуляторная батарея — источник постоянного тока, предназначенный для пуска двигателя стартером, для питания прочих потребителей при неработающем (или работающем на малых
оборотах) двигателе.
Рассмотрите устройство аккумуляторной батареи
Аккумуляторная батарея преобразует химическую энергию в электричество, являясь источником электроэнергии автомобиля.
Если взять две свинцовые пластины и опустить их в слабый раствор серной кислоты в воде (электролит), то через некоторое время, подсоединив пластины к зажимам источника тока (донора), например генератора или зарядного устройства, мы обнаружим, что через аккумулятор течет электрический ток. Между веществом пластин и кислотой произошла химическая реакция. Вследствие этого аккумулятор зарядился, т.е. сам превратился в источник тока. Отсоединив теперь аккумулятор от генератора и соединив с потребителем энергии, можно отбирать накопленную им электроэнергию или, иными словами, разряжать аккумулятор.
Этот процесс можно повторять многократно: при работающем генераторе происходит накапливание электрической энергии (заряд), а при неработающем генераторе - отдача запасенной энергии на питание потребителей (разряд). Простейший аккумулятор, состоящий из двух пластин (положительной и отрицательной), объединяют в аккумуляторную батарею, соединяя пластины последовательно друг с другом. На легковых автомобилях применяют аккумуляторные батареи, вырабатывающие постоянный ток напряжением 12 В. Полностью заряженный свинцово-кислотный аккумулятор имеет напряжение, равное 2,0-2,1 В. Поэтому для получения источника тока напряжением 12 В последовательно соединяют шесть аккумуляторов, которые образуют батарею.
Свинцово-кислотная стартерная аккумуляторная батарея, применяемая на автомобилях, позволяет получить ток разрядки, в 3-5 раз превышающий номинальную емкость батареи.
О емкости аккумуляторной батареи информирует ее маркировка. Например, на многие легковые автомобили устанавливают батареи 6СТ-55. Расшифруем маркировку аккумуляторных батарей:
6 — это количество двухвольтовых аккумуляторов в батарее;
СТ — указывает на то, что данная батарея стартерного типа, т.е. ей не страшны значительные разрядные токи, необходимые для работы пускового электродвигателя, известного всем как стартер;
55 — номинальная емкость батареи вампер-часах (А-ч) при 20-часовом непрерывном режиме разряда. На автомобилях ГАЗ, УАЗ предусмотрена установка батареи емкостью 60 А-ч (ее маркировка — 6СТ-60). Кстати, на автомобиле следует применять батарею именно той емкости, какую установил завод-изготовитель. Мнение о том, что чем больше емкость аккумулятора, тем больше из него можно выдавить пусков двигателя, непрофессионально и ошибочно, когда речь идет не о разовом применении батареи повышенной емкости, а о постоянной эксплуатации автомобиля с ней. Такая эксплуатация приведет к хроническому недозаряду аккумуляторов батареи со всеми вытекающими последствиями. Далее в маркировке батареи используются только буквы. Они информируют о материале корпуса батареи, а также об особенностях конструктивного исполнения и поставки:
А — обозначает материал корпуса батареи (полипропилен с общей крышкой);
Э — эбонитовый (большинство старыхаккумуляторов имели именно такие корпуса);
Т — термопластичная пластмасса;
М — с сепараторами из мипласта;
Р — с сепараторами из мипора;
Л — необслуживаемая;
3 — поставляется заряженной;
Н — поставляется несухозаряженной.
Современные аккумуляторные батареи выпускают чаще всего в необслуживаемом исполнении.
Несмотря на это, они требуют к себе со стороны водителя определенного внимания. Батарея не подведет в том случае, если перед эксплуатацией ее поверхность не загрязнена, а сама она надежно закреплена на автомобиле, полностью заряжена, плотность и уровень электролита находятся в установленных пределах. Электролит получают, растворяя серную кислоту в воде. В процессе эксплуатации автомобиля уровень электролита может понижаться из-за выкипания воды.
Следовательно, восстанавливаем необходимый уровень, доливая дистиллированную воду.
В 1 л электролита заряженного аккумулятора содержится 500 г чистой серной кислоты и 800 г воды.
Важным параметром аккумуляторной батареи является плотность электролита.
Нормальная плотность электролита полностью заряженной батареи — 1,28-1,29 г/см3 при температуре окружающего воздуха 15 °С. Летом плотность понижают до значений 1,24-1,27 г/см3, а зимой из-за опасности замерзания электролита повышают до 1,31 г/см3.
Вы, наверное, уже догадались, что температура замерзания электролита зависит от его плотности, а последняя — от степени заряженности батареи
Температура замерзания электролита
Плотность измеряют специальным прибором — ареометром
Если выяснилось, что батарея разряжена зимой на четверть, а летом наполовину (с помощью таблицы определим плотность электролита -1,24 и 1,21 г/см3 соответственно), то батарею необходимо зарядить.
Автомагазины предлагают широкий выбор зарядных устройств.
Обратите внимание на то, что существуют как зарядные, так и пускозарядные устройства. Главной особенностью пускозарядных устройств является возможность не только подзарядки аккумуляторной батареи, но и пуска двигателя при разряженной батарее. Стоят эти устройства дороже и, как правило, занимают больше места. Если вы можете принести батарею к зарядному устройству, то для пуска двигателя необходимо иметь рядом с автомобилем розетку 220 В. Поэтому, взвесив все плюсы и минусы указанных устройств, вы можете купить себе именно то устройство, которое вам действительно необходимо.
Проверка уровня и плотности электролита:
1-стеклянная трубка; 2-резиновая груша;
3-стеклянный цилиндр; 4-денсиметр;
5-наконечник; А-ареометр; Б-шкала денсиметра
Основа текущего ухода за аккумуляторной батареей - это поддержание в чистоте ее поверхности, дабы не дать возможности малым токам, использующим загрязненную поверхность для своего движения, разрядить ее. Загрязненную поверхность протирают кальцинированной содой или 10%-ным раствором нашатырного спирта, после чего вытирают сухой и чистой ветошью.
Кроме того, необходимо обращать внимание на надежность крепления наконечников (клемм) проводов и их чистоту, на состояние полюсных штырей батареи. Окисление этих элементов увеличивает сопротивление в электрических цепях иногда до такой степени, что стартер не может пустить двигатель.
Аккумуляторные батареи опасны для здоровья (при нарушении правил обращения с ними) последующим причинам:
- батареи содержат серную кислоту, которая может причинить ожоги при попадании на открытые участки тела;
- батареи выделяют взрывоопасный горючий газ;
- напряжение и емкость аккумуляторных батарей достаточны, чтобы в определенных условиях нанести человеку поражение электрическим током.
Система пуска двигателя
Система пуска двигателя предназначена для проворачивания коленчатого вала двигателя с частотой, достаточной для образования, сжатия и воспламенения смеси, а также нормальной работы остальных систем двигателя. Основное требование к данной системе - обеспечение быстрого и надежного пуска двигателя при низких температурах. Энергоемкость системы должна обеспечивать необходимое число повторных пусков и быстро восстанавливаться при работе двигателя.
Схема подключения стартера (для пуска двигателя) в электрическую цепь автомобиля показана на рисунке «УСТРОЙСТВО СТАРТЕРА»:
|
Система пуска двигателя состоит из следующих компонентов:
|
СТАРТЕР - электродвигатель постоянного тока ( последовательного возбуждения), предназначенный для пуска автомобильного двигателя.
Основная задача стартера — сообщить коленчатому валу двигателя ту минимально необходимую частоту вращения (50-100 мин), при которой двигатель начнет устойчиво работать. При понижении температуры окружающего воздуха для пуска двигателя необходимы повышенные обороты коленчатого вала.
Итак, водитель расположился за рулем автомобиля, выполнил все необходимые подготовительные операции и теперь приступает к пуску двигателя.
Для этого он поворачивает ключ в замке зажигания до момента замыкания контактов электроцепи стартера, после чего раздается характерный, всем знакомый шум включившегося стартера и двигатель пускается.
Что же происходит в этот короткий промежуток времени со стартером? Рассмотрим этапы его работы подробнее:
1. Подготовительный этап — стыковка стартера с коленчатым валом двигателя.
После того как водитель ключом замкнул в замке зажигания соответствующие контакты, якорь тягового реле под действием магнитного поля обмоток через рычаг перемещает муфту привода до зацепления шестерни с венцом маховика двигателя.
2. Основной этап — пуск двигателя. Подвижный контакт тягового реле замыкает цепь «аккумуляторная батарея-стартер», после чего начинается работа стартера в качестве электродвигателя: его якорь через шестерню вращает коленчатый вал двигателя, обеспечивая его пуск.
3. Заключительный этап — расстыковка стартера с коленчатым валом работающего двигателя.
После пуска двигателя водитель отпускает ключ зажигания и тяговое реле под действием возвратной пружины расстыковывает коленчатый вал двигателя со стартером, возвратив шестерню в первоначальное положение (втянув в себя).
Если после пуска двигателя стартер будет продолжать работать(например, обучающийся вождению не отпустит своевременно ключ зажигания или по какой-либо другой причине), то для того, чтобы стартер не вышел из строя, в его конструкции предусмотрена специальная муфта, которая передает вращение только в одну сторону: от стартера к маховику двигателя. Муфта не позволит двигателю, набравшему значительные обороты (800-6000 мин’), вывести стартер из строя.
Приборы освещения, световой и звуковой сигнализации
Приборы освещения, световой и звуковой сигнализации - потребители тока, отвечающие за безопасность и комфортабельность поездки. Они рассчитаны на ток напряжением 12 В. Водитель управляет ими с помощью рычажных и кнопочных переключателей.
Приборы освещения автомобиля должны быть включены в темное время суток, в условиях недостаточной видимости, а также в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые
огни, смотрите пп. 19.4 и 19.5 Правил дорожного движения.
К осветительным приборам относятся:
- фары ближнего и дальнего света (у большинства современных автомобилей они совмещены в едином блоке);
- передние и задние габаритные фонари (при наличии блока фар передние габаритные фонари обычно находятся в нем);
- лампы освещения государственного регистрационного знака;
- плафоны освещения салона автомобиля;
- лампы освещения под капотного пространства и багажника.
Возможно дооборудование автомобиля: спереди — двумя противотуманными фарами (белыми или желтыми), сзади — одним или двумя противотуманными фонарями красного цвета.
Блок-фары в настоящее времяустанавливают на большинство отечественных и зарубежных
легковых автомобилей. Они имеют прямоугольную или трапецеидальную форму и состоят из пластмассового корпуса, стеклянного рассеивателя с линзами и призмами, металлического отражателя с зеркальной поверхностью, корректирующего экрана и двух ламп:
- малой — для обозначения наружных размеров автомобиля (лампа габаритного света);
- большой — для освещения дороги (с нитями ближнего и дальнего света).
В едином корпусе блок-фары расположен также фонарь указателя поворота оранжевого цвета.
Водитель включает габаритные огни, указатели поворота, ближний и дальний свет фар специальными кнопочными и рычажными переключателями.
В заднем фонаре автомобиля расположены следующие лампы:
- габаритного света (закрыта рассеивателем красного цвета и включается совместно с передними габаритными огнями);
- стоп-сигнала с красным рассеивателем;
- указателя поворота с оранжевым рассеивателем;
- заднего хода с белым рассеивателем.
Приборы сигнализации информируют участников дорожного движения о намерениях водителя: предстоящем изменении направления движения транспортного средства, маневрировании, торможении, прекращении движения, а также предупреждают об особенностях движения, ослеплении водителя, обозначают транспорт при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, и при дорожно-транспортном происшествии.
Приборы сигнализации включают в себя:
- указатели поворота (передние и задние);
- повторители указателей поворота (боковые);
- стоп-сигналы;
- фонаризаднего хода;
- звуковойсигнал.
Указатели и повторители поворота включаются рычажком, расположенным на рулевой колонке слева, и автоматически выключаются при возвращении руля в положение прямолинейного движения. Это происходит при повороте руля на значительные углы. При незначительных углах поворота руля
водитель должен выключить указатель поворота вручную.
Стоп-сигналы автоматически включаются при нажатииводителем педали тормоза и выключаются при ее отпускании. Подключение к штатным стоп-сигналам задних противотуманных фонарей запрещено.
Для включения аварийной сигнализации необходимо нажать кнопку с изображением треугольника. При этом на транспортном средстве начнут одновременно мигать все указатели и боковые повторители поворотов. Водителю необходимо четко знать расположение этой кнопки и уметь ее включать с закрытыми глазами, вслепую, так как при ослеплении в соответствии с требованиями Правил дорожного движения водитель обязан включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосы движения, снизить скорость и остановиться.
Звуковой сигнал поможет водителю предотвратить дорожно-транспортное происшествие. Кроме того, с его помощью водитель вне населенных пунктов сможет при обгоне привлечь внимание коллег-водителей.
Контрольно-измерительные приборы
Контрольно-измерительные приборы расположены на приборном щитке. Обычно сигнализаторы контрольно-измерительных приборов (световые и стрелочные индикаторы) объединяют в блок, расположенный в салоне автомобиля перед водителем на так называемом приборном щитке, или комбинации приборов Сами же датчики и выключатели располагаются непосредственно в местах замера, контроля и включения. Комбинация приборов позволяет легко контролировать работу
важнейших узлов и систем автомобиля.
С помощью контрольно-измерительных приборов водитель оценивает готовность машины к поездке и ее состояние в процессе движения, получает информацию о запасе топлива в баке и других параметрах, необходимых для безопасного и экономичного вождения автомобиля.
После пуска двигателя в комбинации приборов должны погаснуть все индикаторы (лампочки) красного цвета, за исключением индикатора, сигнализирующего о включении стояночного тормоза. Если в процессе движения при работающем двигателе на щитке приборов загорелась красная лампочка или
указатель стрелочного индикатора «полез» в красную зону, то движение необходимо немедленно прекратить до выявления неисправности.
В связи с разнообразием расположения сигнализаторов и указателей в комбинации приборов далее рассмотрим комбинацию не какого-либо конкретного автомобиля, а ее составляющие, имеющиеся на панели большинства машин.
Спидометр и одометр
Спидометр позволяет водителю контролировать скорость движения. На отечественных автомобилях его шкала проградуирована в км/ч, на ряде иномарок - в милях/ч или сразу в двух упомянутых измерениях.
Одометр указывает общий пробег автомобиля.
Счетчик суточного пробега
Этот прибор позволяет контролировать расстояние, пройденное автомобилем с момента последнего сброса показаний счетчика на ноль.
Сброс показаний предыдущего пробега обычно производится нажатием на кнопку, расположенную рядом с табло. Спидометр, одометр и счетчик суточного пробега не являются потребителями электроэнергии, так как приводятся в действие механически от коробки передач с помощью гибкого вала. Однако освещающие их лампы — это, конечно же, потребители электричества.
Тахометр
С помощью тахометра водитель может контролировать частоту вращения коленчатого вала двигателя. Шкала тахометра обычно градуируется в тысячах или сотнях оборотов в минуту. Шкала тахометра разделена на три части: первая — зона нормальной работы двигателя, вторая — зона повышенной частоты вращения коленчатого вала двигателя (чаще всего желтого цвета), третья — зона опасной частоты вращения коленчатого вала двигателя (чаще всего выделена красным цветом).
Если стрелка тахометра находится в зоне нормальной работы двигателя, это означает, что частота вращения коленчатого вала двигателя не превышает допустимого значения. При движении автомобиля показания тахометра постоянно изменяются.
Если стрелка тахометра находится в зоне повышенной частоты вращения коленчатого вала двигателя, это означает, что частота вращения коленчатого вала приближается к предельно допустимому значению. В таком режиме двигатель долго работать не может. При достижении стрелки тахометра этой зоны переключитесь на высшую передачу, если автомобиль оснащен коробкой передач с ручным переключением, или отпустите педаль акселератора, если на автомобиле установлена автоматическая коробка передач.
Продолжительная работа двигателя при показаниях тахометра, соответствующих красной зоне опасной частоты вращения коленчатого вала двигателя, приведет к его поломке. Современные автомобили оборудуются электронными системами, не позволяющими водителю, нажимающему на педаль газа, превысить безопасные обороты.
Сигнализаторы, индикаторы и указатели
Ниже описаны сигнализаторы, индикаторы и стрелочные указатели, которые имеются на приборном
щитке большинства автомобилей.
Сигнализаторы и стрелочные указатели своевременно дают информацию даже о сравнительно небольших отклонениях от нормальной работы агрегатов и систем автомобиля, предотвращая тем самым серьезные отказы, которые могут потребовать дорогостоящего ремонта и замены деталей. Внимательное наблюдение за сигнализаторами и стрелочными приборами способствует безопасной эксплуатации автомобиля. Световые сигнализаторы включаются, когда какое-либо устройство или система автомобиля начинает функционировать ненормально. В отличие от этого индикаторы просто подтверждают, что какая-либо система или устройство автомобиля находится во включенном состоянии. Некоторые индикаторы и сигнализаторы загораются на короткое время при включении зажигания. Это специально предусмотрено для контроля исправности этих индикаторов и сигнализаторов. Стрелочные указатели позволяют контролировать работу систем и агрегатов автомобиля и сразу же заметить отклонения от нормы. На некоторых автомобилях сигнализаторы и стрелочные приборы заменяют друг друга.
Сигнализатор неисправности тормозной системы
Тормозная гидравлическая система автомобиля имеет два независимых контура.
В случае отказа одного из контуров второй контур позволит водителю затормозить (но с меньшей эффективностью) и остановить автомобиль.
Включение при работающем двигателе рассматриваемого сигнализатора информирует о какой-либо неисправности, возникшей в тормозной системе, в результате которой уровень тормозной жидкости
стал ниже допустимого значения.
Сигнализатор разряда аккумуляторной батареи
Красный сигнализатор разряда аккумуляторной батареи должен загораться на короткое время при
включении зажигания перед пуском двигателя.
Это предусмотрено для контроля исправности сигнализатора. После пуска двигателя сигнализатор должен выключиться. Если он не выключился или загорелся по время движения автомобиля, то система заряда аккумуляторной батареи вышла из строя. Причинами отсутствия заряда батареи могут быть слабое натяжение (обрыв) ремня привода генератора, выход из строя реле напряжения либо самого генератора. Эксплуатация автомобиля с горящим сигнализатором разряда аккумуляторной батареи приведет к выходу ее из строя.
Если же вы вынуждены продолжать движение с включенным сигнализатором, то для того, чтобы снизить нагрузку на аккумуляторную батарею, отключите все дополнительные потребители электроэнергии (магнитолу, кондиционер, вентилятор и т.п.). На некоторых автомобилях для контроля заряда аккумуляторной батареи установлен амперметр или вольтметр.
Индикатор включения стояночного тормоза
Загорается красным светом, если автомобиль заторможен стояночным тормозом.
На ряде автомобилей такой индикатор отсутствует и при включении стояночного тормоза загорается индикатор неисправности тормозной системы (рассмотрен выше), подсказывающий, что начинать движение на «ручнике» нельзя.
Сигнализатор недостаточного давления масла
Загорается красным светом при недостаточном давлении масла в системе смазки.
В противном случае двигатель может перегреться, заклинить или даже загореться. Выход из строя двигателя из-за невнимательного отношения к контролю уровня и давления масла может
потребовать дорогостоящего ремонта.
Индикатор включения габаритного света
Загорается зеленым светом при включении наружного освещения. Индикатор включения дальнего света фар При включении дальнего света фар загорается синим светом. Индикатор указателей поворота Загорается зеленым мигающим светом при включении указателей и повторителей поворота.
Индикатор прикрытия воздушной заслонки карбюратора
Загорается оранжевым светом при включении зажигания и вытянутой рукоятке управления воздушной заслонкой на автомобилях с карбюраторным двигателем.
Индикатор «CHECK ENGINE» (Проверьте двигатель)
Устанавливается на панели приборов автомобилей с инжекторными двигателями. Индикатор может быть выполнен в виде пиктограммы с изображением двигателя.
Кратковременно загорается желтым светом при включении зажигания, а при обнаружении неисправности горит постоянно или мигает.
Стрелочный указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя
Позволяет контролировать температуру охлаждающей жидкости двигателя.
Шкала указателя отечественных автомобилей проградуирована в градусах Цельсия, а ряда иномарок — в градусах Фаренгейта.
Если стрелка прибора будет приближаться к красной отметке шкалы, это укажет на перегрев двигателя. В такой ситуации следует немедленно остановить автомобиль и выключить двигатель.
Проверьте герметичность системы охлаждения, работу вентилятора и термостата. Остерегайтесь ожогов горячей охлаждающей жидкостью!
Стрелочный указатель уровня топлива
Прибор показывает уровень топлива в баке.
Для получения более полной информации об остатках топлива предусмотрен световой индикатор желтого цвета, указывающий на то, что в баке лишь небольшой запас топлива и срочно необходима заправка.
Владельцу автомобиля нужно иметь в виду следующие особенности работы указателя уровня топлива, с которыми он может встретиться на практике.
Указатель уровня топлива работает с определенной погрешностью. Это надо учитывать при заправке автомобиля. Например, если стрелка указателя находится в середине шкалы на отметке «1/2», на самом деле топлива в баке может быть несколько больше или меньше, чем половина его вместимости. Поэтому при дозаправке в бак может войти немного больше или меньше топлива, чем вы ожидаете.
Показания прибора могут немного изменяться при остановке на уклоне, во время прохождения поворотов, при разгонах и торможениях автомобиля.
Дополнительное оборудование
Дополнительное оборудование современного автомобиля многофункционально и разнообразно.
Однако практически в каждом автомобиле установлено следующее дополнительное оборудование:
- отопитель салона;
- омыватели стекол;
- стеклоочистители;
- устройство обогрева заднего стекла.
Кроме того, возможна установка кондиционеров, смывателей и очистителей фар, электростеклоподъемников, маршрутных (бортовых) компьютеров, электроприводов регулировки зеркал, сидений и т.д.
В зависимости от марки и модели автомобиля на приборном щитке могут присутствовать и другие контрольно-измерительные приборы.