Лекции о ПДД

Начало движения, маневрирование

Раздел ПДД №8.


Цели:

  • Знать порядок начала движения и маневрирования.
  • Иметь представление о нестандартных случаях, которые могут возникать при различных дорожных ситуациях.
  • Уметь анализировать и правильно применять полученные знания при решении задач для подготовки к экзамену в РЭО ГИБДД.
  • Воспитывать уважение к ПДД, высокое чувство ответственности за безопасность движения на дороге.

Руководства и пособия:

  • Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями. Изд. Москва;
  • Экзаменационные (тематические) задачи. Изд. Москва. «Третий Рим».

Начало движения


8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Перед изменением положения транспортного средства на проезжей части необходимо информировать всех участников движения о своих намерениях.

 

Перед началом движения водитель обязан проконтролировать ситуацию со всех сторон автомобиля.

Тот, кто начинает движение, должен уступить всем, кто уже движется по дороге, независимо от направления их движения. (рис.1)

 

 

 

 

 

рис.1 Уступает тот, кто начинает движение


 

Подача сигнала указателями поворота или рукой


Если световая сигнализации на транспортном средстве неисправна или отсутствует (например, велосипеде), необходимо подавать сигналы руками. Сигналы можно подавать правой или левой рукой, в зависимости – на автомобиле - от расположения рулевого управления, на мотоцикле (да и на велосипеде тоже) – какая рука нажимает рычаг тормоза.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

 

 

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

 

 

 

 

рис.2 Сигнал поворота налево

 

 

Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

 

 

 

 

рис. 3 Сигнал поворота направо

 

 

Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

 

 

 

 

 

 рис. 4 Сигнал торможения

рис.5. Сигналы, подаваемые рукой 



8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

Разложим информацию, заложенную в этом пункте ПДД, на четыре части:

1 часть. Световые указатели поворота должны быть включены до начала поворота руля и выключены сразу же после окончания маневра.

Водитель постоянно обязан согласовывать свои действия с действиями других участников движения: водителей и пешеходов. Это вызывает необходимость заранее предупреждать их о своих решениях и своевременно реагировать на их действия.

2 часть. «Заблаговременно» —  это сколько? Один километр или один метр, 30 секунд или 5 минут

В этом пункте Правил не указывается, в какой именно момент необходимо включать указатель поворота или подавать сигналы рукой. Однако, Правила ввели следующее ограничение - сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

 

Например, на рис.6 Вам необходимо остановиться в точке 3:

В этом случае в положении 1 включать указатель поворота преждевременно. Это может ввести в заблуждение водителя автомобиля, выезжающего
из двора, а также едущих сзади. Включать указатель поворота следует лишь, миновав въезд во двор (положение 2). 

 

 

рис.6 Когда включить указатель поворота

3 часть. В каких случаях нельзя включать указатели поворота и в каких не надо, чтобы не ввести в заблуждение других участников движения.

Как было сказано ранее, указатели должны быть включены всегда перед тем, как поворачивать руль.
И не важно, собираетесь вы объехать яму на проезжей части, перестроиться на соседнюю полосу или выполнить сложный поворот. В любом случае вам предстоит работа рулем, и этому должно предшествовать включение указателей поворота в соответствующую сторону.

На дороге есть только одна ситуация, в которой перед началом поворота включать указатели не

надо. Это тот случай, когда дорога делает поворот, а вы продолжаете движение по своей полосе. 

Естественно, руль поворачивать придется, чтобы не уехать в кусты, но это уже не ваш поворот, а поворот дороги. Включать указатели поворота в такой ситуации запрещается! Иначе вы введете других водителей в заблуждение. Они воспримут ваш сигнал как предупреждение о перестроении на соседнюю полосу.

 

рис.7 Указатели поворота на "вираже" дороги

 

Вышеизложенное относится только к участку дороги без перекрестка. Перед любым пересечением, где возможны два и более направлений движения, вы обязаны включить указатели поворота, даже если другие водители догадываются о том, куда вы поедете.

 

 

 

 

 

 

рис.8 Указатели поворота


4 часть. По поводу «…не дает водителю преимущества…»

Разумеется, включение указателей поворота не освобождает вас от правильности выполнения перестроения,проезда перекрестков, выезда со дворов и т. д. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения. Дать информацию о своих намерениях — это обязанность водителя, но не более того. Заканчивая тему указателей поворота, хочется сказать о том, что, получив информацию от другого водителя, не мешает подумать о вариантах развития событий с учетом возможных ошибок с его стороны.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает. (ст.12.14, ч.3 КоАП; ст. 12.18 КоАП)

В момент начала движения водитель только собирается стать участником движения, все же остальные уже ими являются. Поэтому, начиная движение, необходимо уступить дорогу всем, кто уже движется. К началу движения приравниваются выезды с прилегающих территорий и из дворов. 


 

Перестроение и повороты


8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа. (ст.12.14, ч.3 КоАП)

Перестроение – это выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. Перестроение является частью таких маневров как обгон,
объезд, перед поворотами и разворотами, чтобы занять соответствующий ряд или полосу.

Здесь сформулированы два правила перестроения:


1. Если одно транспортное средство перестраивается, а другое движется без перестроения, то уступить дорогу должен тот, кто перестраивается (рис. А и Б). Существует негласное правило – всегда тот, кто что-то меняет, пропускает того, кто не меняет ничего.

2. В случае одновременного перестроения уступает тот, у кого помеха справа (рис.В)

 

 

 

рис.9 Правила перестроения


При выполнении перестроения существует определенная трудность в определении транспортных средств, находящихся позади и чуть сбоку от вашего автомобиля. Есть такая территория позади автомобиля, когда находящиеся там транспортные средства не видны ни в зеркалах заднего вида, ни при повороте головы, эту территорию еще называют «мертвой зоной». Убедится в том, что там
никого нет достаточно просто, перед началом перестроения включите указатель поворота и сделайте небольшую паузу (указатель поворота должен сработать 3-5 раз), соседний водитель успеет среагировать: он либо замедлит свое движение, и вы увидите его в зеркалах, либо ускорит его и вы увидите его сбоку от себя, либо подаст звуковой сигнал, обращая на себя внимание.


 

Выполнение поворота и разворота.


Перед выполнением поворота или разворота водитель должен убедиться, что запланированный им маневр не запрещен дорожными знаками 3.18.1; 3.18.2; 3.19; 4.1.1; 4.1.2; 4.1.3; 4.1.4; 4.1.5; 5.7.1; 5.7.2; 5.13.1 и 5.13.2, дорожной разметкой 1.18 или светофорами, на основных линзах которых нанесены стрелки, указывающие разрешённое направление движения.
 


Кроме того, поворот или разворот, выполняемый вне перекрестка, запрещен, если имеются сплошные линии дорожной горизонтальной разметки, нанесенные посередине проезжей части, и знаками 4.1.1; 5.1; 5.3; 5.5; 5.15.7; 5.11; 6.3.1 и 6.3.2

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять
соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Крайнее положение и соответствующая крайняя полоса — это не одно и то же!

Движение в пределах проезжей части вне зависимости от ее ширины упорядочено, и порядок этот называется рядностью, т.е. транспортные средства двигаются рядами в соответствии с полосами для движения. Если разметки, показывающей ее габариты, нет, то водители должны считать полосой ширину проезжей части, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Обратите внимание – именно автомобилей.

Мотоциклы без бокового прицепа – как двухколесные транспортные средства - могут двигаться по полосе движения в два ряда. Но для поворота направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение. 


рис.10 Крайнее положение


Из рис.Б понятно, что водителю красного автомобиля перед поворотом надо занять такое положение, которое однозначно пояснит всем окружающим его намерения. Тогда ни у кого не возникнет желания залезть в щель между машиной и тротуаром (при повороте направо) или разделительной полосой (при повороте налево и развороте).

Что нужно помнить о круговом движении


рис.11 Въезд на круговое движение и выезд с него


На перекрестки, где организовано круговое движение, въезжать можно из любого положения, а выезжать — только из крайнего правого положения!

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю. (рис.12)

рис.12


Организаторами дорожного движения постоянно предпринимаются попытки улучшить обстановку на дорогах.

Одна из таких попыток изображена на рис.13

 

Внимание! Трамвайные пути не являются полосой для движения, более того они не являются проезжей частью, вспомните, по определению проезжая часть используется для движения безрельсовых транспортных средств. Несмотря на это, водители автомобилей в некоторых случаях могут использовать трамвайные пути попутного направления, чтобы увеличить пропускную способность дороги или перекрестка.

 

 

 рис.13 Трамвайные пути попутного направления — «дополнительная полоса»
 

На рис.13 видно, что до перекрестка в данном направлении дорога имела две полосы движения — правую и левую. Но непосредственно перед перекрестком и на нем вводится дополнительная «третья полоса». Таким образом, правая полоса осталась без изменений, левая превратилась в среднюю, а трамвайные пути попутного направления стали «левой полосой»!

Спросите, зачем все это? Подумайте сами. Было две полосы, а теперь их целых три! В результате введения дополнительной полосы пробки, которые раньше были здесь постоянным явлением, стали образовываться значительно реже.

Однако прежде чем воспользоваться трамвайными путями, необходимо соблюсти абсолютно все условия, оговоренные данным пунктом ПДД.

  • Должны отсутствовать дорожные знаки 5.15.1 и 5.15.2.
  • Выезжать разрешается на трамвайные пути:  только попутного направления, расположенные вровень с проезжей частью, пролегающие слева от вас.
  • Вы не должны мешать движению трамваев.

Использовать для движения трамвайные пути встречного направления запрещается. Их можно только пересекать при повороте налево или развороте.
 
Знаки 5.15.1, 5.15.2 «Направления движения по полосам». Определяют число полос и разрешенные направления движения по каждой из них. Разметка 1.18 указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаками 5.15.1,
5.15.2.

Если на дороге с трамвайными путями перед перекрестком установлены знаки 5.15.1, 5.15.2 или нанесена разметка 1.18, тогда следует поворачивать налево или разворачиваться, не выезжая 
на трамвайные пути, предварительно уступив трамваев как попутного, так и встречного направления, движение которым разрешено одновременно с Вами.
 

 

 

 

рис.14 Въезд на трамвайные пути запрещен

 

Вы должны запомнить следующее:

  • Если есть знаки (разметка) – встаем под знаки (разметку), если нет знаков (разметки), то встаем на трамвайные пути попутного направления, расположенные вровень с проезжей частью, пролегающие слева от вас.

Данное правило в представленном вам виде существует относительно недавно и многие водители с
большим стажем не знают того, что теперь знаете вы. Поэтому, приближаясь к перекресткам, особенно важно прогнозировать возможное поведение водителей соседних автомобилей.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

рис.15 Правила поворота

Обратите внимание! При повороте налево водитель может выбрать для завершения поворота любую попутную полосу (ряд), удобную для дальнейшего движения.

Алгоритм выполнения поворотов:
1. Включить соответствующий указатель поворотов.
2. Не мешая другому транспорту, плавно перестроиться в тот ряд, откуда разрешен поворот.
3. Перейти на пониженную передачу с таким расчетом, чтобы не менее чем за 10 м до поворота быть на ней.
4. Включить соответствующий указатель поворотов.
5. На малом газу сделать поворот так, чтобы при левом повороте не срезать угол, а при правом - не выйти на полосу встречного движения и не наехать задним правым колесом на бордюрный камень. 

Для этого надо:

  • при левом повороте не выворачивать рулевое колесо до тех пор, пока передняя часть автомобиля не дойдет до центра перекрестка;
  • при правом повороте, не выворачивать рулевое колесо, пока зеркало заднего вида не будет находиться против бордюрного камня той улицы, на которую делаем поворот.

После поворота:

  1. выровнять автомобиль;
  2. выключить указатель поворотов;
  3. дать разгон автомобилю;
  4. перейти на повышенную передачу.

Ошибки при поворотах

 

При повороте налево водитель режет угол и навряд ли завершит этот поворот. А другой водитель при повороте направо пытается объехать пешехода и вероятнее всего тоже не сможет закончить замысловатую траекторию.

 

 

 

 

 

 

 

рис.16 Ошибки при поворотах 


8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.
Крупногабаритный транспорт при повороте не всегда может вписаться в выделенную полосу движения.

 

Правила разрешают такому транспорту при повороте смещаться на соседнюю полосу (предварительно

его водитель должен убедиться в безопасности своих действий). Если Вы находитесь рядом скрупногабаритным транспортным средством, будьте внимательны – его задние, чаще всего неуправляемые, колеса смещаются к центру поворота. На рис.17 изображены траектории передних и задних колес длинномерных автопоездов. Вывод: поворачивать одновременно с таким транспортом, находясь с внутренней стороны поворота, опасно.

 

 

 

рис.17


 

Развороты


По технике выполнения и требованиям, которые предъявляются к водителям, разворот очень схож с поворотом налево. Он выполняется исключительно из крайнего левого положения и по завершению разворота водитель может занять любую удобную полосу (ряд) для дальнейшего движения. Существуют отличия в зависимости от того, где разворот выполняется: на перекрестке или вне перекрестка. На перекрестке развороты выполняются исключительно с крайнего левого попутного ряда (полосы). 


В данной ситуации разворот может выполнить только водитель желтого автомобиля. Несмотря на то, что знак «Направления движения по полосам» позволяет выполнить поворот налево с правой полосы, разворачиваться с неё нельзя.

 

 

 

 

 

 

 

 

рис.18

 

На дороге с двусторонним движением, имеющих три полосы разворот разрешён только со среднего ряда (п.9.3 Правил)

 

 

 

 

 

рис.19

 

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью и отсутствии знаков 5.15.1 и 5.15.2 – с трамвайных путей. 

 

 

 

 

рис.20


До сих пор речь шла о повороте и развороте на перекрёстке. Что касается разворота вне перекрестка, то здесь дело обстоит следующим образом.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления. (ст. 12.14, ч.3 КоАП)

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части не достаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

 

Во всех случаях,когда ширина дороги достаточна, разворот должен производиться с крайнего левого положения на проезжей части данного направления.

 

 

 

 

рис.21

 

При наличии слева трамвайных путей на одном уровне с проезжей частью и отсутствии знаков 5.15.1 и 5.15.2 разворот должен производиться с трамвайных путей попутного направления.

 

 

 

 

рис.22

 

 Более того, Правила разрешают разворот даже с обочины, если ширина проезжей части недостаточна. Само собой, в двух последних случаях водители обязаны уступать дорогу не только встречным транспортным средствам, но и тем, кто двигается в попутном направлении. 

 

рис.23


Какправило, те, кто прочитывает этот пункт ПДД за один присест, считают, что здесь все просто и понятно. Да, правила несложные, но многие почему-то не запоминают, что разворот от правого края проезжей части дороги разрешен только вне перекрестка!

Как ужеотмечалось выше, перед выполнением разворота следует убедиться, что данный
маневр разрешен. Кроме вышеперечисленных знаков, разворот запрещается в следующих местах:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств.

рис.24


Хочется напомнить вам о том, что если к зрительной памяти добавить еще и моторную, то запоминать, а позже вспоминать информацию становится значительно легче. Это намек на то, чтобы вы пронумеровали своей собственной рукой перечень тех мест, где запрещается выполнять разворот.
 


Подведем итоги:

  • Если в ПДД, к примеру, написано — «на пешеходном переходе…», то это означает, что именно «на» нем, а не «перед» или «после» указанного объекта нельзя что-либо делать.
  • Когда дорога не имеет сплошных линий разметки и знаков, запрещающих разворот, а также нет тоннелей, пешеходных переходов и т. д. и вроде бы развернуться можно, то прежде надо еще убедиться в возможности контроля дорожной ситуации спереди и сзади машины минимум на 100м.
  • Разворот разрешается сделать в любом месте, если он там не запрещен.

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа. (ст.12.14, ч.3 КоАП)

В условиях всеобщей автомобилизации места, где пересекаются или сливаются траектории транспортных средств, весьма разнообразны. Помимо дорог и перекрестков, конфликтные ситуации возникают во дворах, на стоянках, полянах, территория автозаправочных станций и т.п.

Рассматриваемый пункт Правил позволяет водителям определить порядок проезда в таких местах – они обязаны руководствоваться правилом «правой руки», т.е. дорогу уступает тот, у кого помеха справа. 

8.10. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней. (рис.25)

рис.25 Полоса торможения и полоса разгона


При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

8.12.Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Т.е движение задним ходом запрещено: 

  • на перекрестках(включая перекрестки с круговым движением)
  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100м;
  • на дорогах, обозначенныезнаком 5.1 «Автомагистраль»
  • на дороге, обозначенныезнаком 5.3 «Дорога для автомобилей»

Получается, что двигаться задним ходом можно неограниченное время и расстояние (в минутах и
метрах). Правда, расстояние все же несколько ограничено — ближайшим перекрестком, а также объектами, перечисленными в пункте 8.11. Но это может быть как 5 метров, так и 5 километров.
Выезды со дворов и с других прилегающих территорий перекрестками не считаются, поэтому движение задним ходом в таких местах не запрещено. 

 

Водитель случайно проехал нужный въезд во двор. В этой ситуации ему разрешается использовать задний ход, чтобы затем повернуть направо.

 

 

 

 

рис.26

 

Движение задним ходом –это всегда движение навстречу основному потоку транспорта. И если это разрешено на дорогах с двусторонним движением, то почему же это не разрешить на дорогах с

односторонним движением?


Вот если сейчас развернуться и поехать в обратном направлении передним ходом, то это грубейшее нарушение Правил. А задним ходом – пожалуйста, как и на всякой дороге.

 

 

 

 

рис.27

 

Знак «Движение прямо», установленный в начале дороги, запрещает поворот налево в прилегающие территории и разворот на всём перегоне от знака до следующего перекрёстка. Но движение задним ходом не запрещено. 

 

 

 

рис.28


 

Заглянем в КоАП (кодекс административных правонарушений).

 

 

Если перекресток имеет одно пересечение проезжих частей, то траектория разворота не имеет значение. Важно только соблюсти очередность проезда и уступить всем кто имеет по отношению к вам преимущество. Когда же на перекрестке несколько пересечений проезжих частей, то разворот

"по малому радиусу" будет нарушением: лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев (ч.4 ст.12.15 КоАП РФ) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этой ситуации разделительная полоса не доходит до перекрестка и  разворот происходит до пересечения проезжих частей. Следовательно, нарушения в выполнении разворота нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта сайта

map site

Мы в Вконтакте