Необходимая литература: В. А. Родичев, А. А. Кива "Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей".
Большинство легковых автомобилей имеет так называемый несущий кузов. Это означает, что двигтель, агрегаты трансмиссии, подвеску ходовой части, а также механизмы управления и дополнительное оборудование устанавливают не на раме (как у грузовиков, автобусов и мотоциклов), а непосредственно на нем, т.е. именно кузов несет всю нагрузку.
Кроме того, в кузове располагаются водитель и пассажиры, размещается груз. Как уже говорилось, кузов является «массой», поскольку заменяет собой все отрицательные провода в системе электрооборудования автомобиля.
Кузов автомобиля состоит из
- каркаса
- навесных узлов.
Металлический каркас состоит из днища (пола с усилителями), штампованных панелей, передка, задка, крыши и крыльев. Все эти элементы сварены друг с другом и представляют единое целое. Затем на каркас навешиваются, прикручиваются, вставляются двери, капот, крышка багажника, стекла и многое другое (например, бамперы, зеркала, декоративные элементы, сиденья и т.д.). На некоторых легковых автомобилях крылья не привариваются, а прикручиваются, в этом случае их тоже относят к навесному оборудованию.
В салоне размещены органы управления автомобилем, контрольно-измерительные приборы, позволяющие водителю следить за работой агрегатов и систем, а также осветительные плафоны.
Удобство и безопасность поездки обеспечивают системы вентиляции, отопления, обогрева заднего стекла, ремни безопасности, подголовники, подлокотники, прикуриватель, часы, магнитола и т.п.
В автомагазинах можно приобрести много полезного, но не переусердствуйте с дооборудованием салона:
- ваши приобретения не должны мешать управлению автомобилем;
- они не должны причинить травму при дорожно-транспортном происшествии.
Ходовая часть
Ходовая часть легкового автомобиля включает в себя переднюю и заднюю подвески, а также колеса и шины.
Подвеска представляет собой ряд устройств, связывающих между собой кузов и колеса автомобиля. Подвеска преобразует, смягчает и поглощает удары со стороны дороги, передающиеся на кузов.
Различают два типа подвесок:
- независимые
- зависимые.
Независимая подвеска позволяет колесам, расположенным на одной оси, перемещаться в вертикальной плоскости независимо друг от друга.
|
При зависимой подвеске колеса одной оси жестко связаны друг с другом. В таком случае при наезде на неровность дороги оба колеса наклоняются в поперечной плоскости на равные углы. |
Конструктивные особенности передней подвески
Передние колеса легковых автомобилей связаны с кузовом с помощью независимой подвески
Передняя (независимая) подвеска легкового автомобиля: 1-полуось; 2,5-элементы кузова; 3-рулевая тяга; 4-амортизационная стойка; 6-пружина; 7-опорный подшипник; 8-шарнир рулевой тяги; 9-поворотный кулак; 10-колесо; 11-шариковый ШРУС; 12-шаровая опора; 13-рычаг; 14-стабилизатор |
Упругие элементы служат для снижения нагрузок, действующих от дороги на кузов.
|
Важным элементом подвески является стабилизатор поперечной устойчивости. Он уменьшает крен автомобиля при движении в повороте. Под действием центробежной силы автомобиль в повороте наклоняется к наружному закруглению дороги.
Колеса одного борта еще сильнее прижимаются к дороге, а колеса противоположного борта пытаются оторваться от дороги. Вот тут вступает в работу стабилизатор, который выправляет положение кузова автомобиля.
Действие центробежной силы на автомобиль в повороте
Передние колеса автомобиля независимо от конструкции подвески устанавливают под определенными углами наклона относительно вертикальной и горизонтальной плоскостей. Эта позволяет уменьшить сопротивление движению, износ шин, а также снизить расход топлива. Кроме того, этим достигается автоматическое возвращение управляемых колес в положение прямолинейного движения после поворота, т.е. их стабилизация.
Стабилизация колес достигается за счет наклона их осей поворота в поперечной и продольной плоскостях. Внимательный автовладелец может разглядеть, что передние колеса установлены с некоторым наклоном (угол а на рисунке).
Наклон переднего колеса автомобиля и точка А контакта колеса с дорогой находится позади точки пересечения оси поворота колеса с дорогой Б (если мысленно продлить эту ось до поверхности дороги). Именно из-за этого колесо возвращается в положение прямолинейного движения. Чтобы это было проще понять, рассмотрим бытовой пример; колеса тележки в супермаркете.
Здесь хорошо видно, что ось вилки крепления колеса и точка касания колеса с поверхностью не совпадают. В какую бы сторону вы не повезли тележку, вилка сразу же поворачивается в противоположную сторону и стремится сохранить это положение.
Колесо тележки и колесо велосипеда
Для достижения эффекта стабилизации вилки руля мотоциклов, мопедов и велосипедов также выполнены с наклоном, рассмотрите на рисунке точки А и Б.
Немного отвлечемся от углов установки колес, но все же продолжим говорить о углах. Только теперь поговорим об углах поворота колес. Для того чтобы автомобиль точно двигался в повороте по заданной траектории, его передние колеса должны поворачиваться на разные углы.
В противном случае возникает боковое скольжение одного из них. Одновременный поворот левого и правого передних колес достигается специальной конструкцией рулевой трапеции, при помощи которой каждое из этих колес поворачивается на такой угол, что продолжения осей всех колес автомобиля пересекаются в одной точке — в центре поворота.
Разница углов поворота передних колес автомобиля
Теперь вновь об углах установки колес.
Далее в рамках данного учебника рассматриваются только самые общие понятия о тех углах установки колес, с которыми автовладелец столкнется, отправляясь на сервисную станцию для проведения очередного технического обслуживания своего автомобиля, т.е. те, которые обычно требуют контроля и регулировки в процессе эксплуатации. Современные автосервисы должны иметь специальные стенды, позволяющие регулировать развал и схождение колес.
Угол развала колес представляет собой угол между вертикальной плоскостью колеса.
Этот угол невелик и обычно лежит в пределах 1-2 градуса, но именно с его помощью обеспечивается
вертикальное положение колеса при движении, несмотря на возможные деформации деталей передней подвески. Кроме того, угол развала управляемых колес облегчает их поворот и уменьшает нагрузку на подшипниковый узел колеса. Однако такая установка колес приводит к их боковому скольжению, вызывающему износ шин и увеличение расхода топлива. Для устранения бокового скольжения применяют схождение колес в горизонтальной плоскости
Угол развала колес
Поэтому угол схождения зависит от угла развала колес. Схождение колес чаше всего регулируется изменением длины поперечной рулевой тяги.
Углы схождения колес |
Характерными признаками нарушения углов установки развала и схождения колес являются:
|
Конструктивные особенности задней подвески
Задняя подвеска может быть как зависимой, так и независимой. Однако в большинстве случаев задняя подвеска легковых автомобилей выполняется зависимой.
Рессоры задней подвески могут быть пружинными либо листовыми. Гашение колебаний задней подвески, как и передней, осуществляют амортизаторы.
Амортизаторы гасят колебания пружин. Поэтому амортизаторы иногда называются демпферами или гасителями колебаний пружин.
В поршне амортизатора выполнены маленькие отверстия, через которые жидкость амортизатора может проходить при совершении поршнем возвратно-поступательного движения. Когда колесо наезжает на препятствие или попадает в яму, поршень амортизатора перемещается, преодолевая сопротивление жидкости, проходящей через отверстия. Усилие, с которым поршень перемещается через жидкость, гасит колебания рессоры.
Амортизатор выполнен в виде цилиндра, заполненного специальной жидкостью, и поршня с металлическим штоком. Некоторые амортизаторы дооборудуются резервуарами со сжатым газом (азотом), их называют газовыми.
Колеса и шины
Сегодня изучим тему «Колеса и шины». Колеса находятся внепосредственном контакте с поверхностью дороги, на них передается крутящий момент двигателя, приводящий транспортное средство в движение. Шины за счет сжатого воздуха и собственной упругости поглощают толчки и смягчают удары при движении по неровностям. Кроме того, колесо служит направляющим устройством, с помощью которого транспортное средство движется по заданной траектории.
|
Колесо состоит из диска с ободом и шины
Корд — основа шины. Нити корда могут быть сделаны из проволоки, капрона, стекловолокна и т . п .
|
В зависимости от расположения нитей корда шины подразделяются на
- диагональные
- радиальные.
В диагональных шинах нити корда расположены перекрестно под углом примерно 37° |
В радиальных шинах нити корда проходят практически под углом 90° относительно боковин |
Радиальные шины в настоящее время значительно потеснили диагональные.
Преимуществом радиальных шин является их эластичность (что делает поездку более комфортной), увеличенное пятно контакта с дорогой, низкое сопротивление качению, а также больший срок службы по сравнению с диагональными шинами. Недостатком радиальных шин является низкая прочность их боковин. При контакте боковины с бордюрным камнем такие шины часто выходят из строя. Как говорят бывалые водители, на боковине образуется «грыжа».
Маркировка шин
Автомобильные шины маркируют алфавитно-цифровым кодом, который наносят на борт шины.
Для маркировки геометрических данных шины используется сокращенная форма. Например:195/55R16.
Расшифруем эту кодировку:
195 — ширина шины в миллиметрах,измеренная по самым отдаленным точкам;
55 — процентное отношение высоты бортак ширине.
R - радиальная шина;
16 — посадочный диаметр шины в дюймах.
Маркировка шин за последние годы усложнилась. Помимо геометрических параметров и сведений о производителе, на шину могут быть нанесены данные о тяге, протекторе, температурном
сопротивлении, направлении вращения и т . п .
Маркировка дисков
5,5Jx16H2 ET30 PCD: 5/ 112 d 66,6
В этой записи зашифрована информация, часть которой может пригодиться водителю:
5,5 — ширина диска в дюймах;
16 — диаметр диска в дюймах;
5/ 112 — количество болтов ( или гаек), в данномслучае 5;
PCD — диаметр окружности центров крепежныхотверстий, в данном случае равен 112 мм;
ET30 — вылет (или вынос) диска, измеряется в мми в данном случае равен 30 мм. Вылет — это расстояние между привалочной поверхностью колесного диска (плоскостью, которой диск прижимается к ступице) и серединой ширины диска (при совпадении этих поверхностей вылет нулевой);
d 66,6 — диаметр центрального отверстия,который измеряется со стороны привалочной поверхности (в нашем случае равен 66,6).
На диске также может быть указана дополнительная информация:
- дата изготовления — год и неделя, например 0409;
- SAE, ISO, TUV — клеймо контролирующего органа. Маркировка свидетельствует осоответствии колес международным правилам или стандартам;
- MAX LOAD 2000LB — максимальная нагрузка на колесо (обозначают в килограммах или фунтах).Наример, максимальная нагрузка 2000 фунтов (908 кг);
- PCD 100/ 4 - присоединительные размеры;
- MAX PSI 50 COLD - указание, что давлениев шине не должно превышать 50 фунтов на квадратный дюйм (3,5 кг/cм2), слово «COLD» (холодный) предписывает измерять давление только в холодной шине.