Раздел ПДД №25.
Мотоцикл, легковой автомобильи, тем более, автобус или грузовой автомобиль – это всё средства передвижения повышенной опасности. Садясь за руль,водитель любого транспортного средства «…обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (п 2.3.1 Правил).
Возможные неисправности транспортных средств можно условно разделить на три группы:
Первая группа – неисправности, при возникновении которых запрещается дальнейшее движение транспортного средства;
Вторая группа – неисправности, при возникновении которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
Третья группа – неисправности, при которых эксплуатация транспортного средства не запрещается.
Запрещается дальнейшее движение транспортного средства при возникновении следующих неисправностей:
- Неисправность рабочей тормозной системы.
- Неисправность рулевого управления (те,которые не дают возможности остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении с минимальной скоростью);
- Неисправно сцепное устройство (при движении с прицепом).
- При не работающих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости.
- При недействующем со стороны водителя стеклоочистителя во время дождя или снегопада.
При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми Приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств , водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых
мер предосторожности.
В книжечку «Правила дорожного движения Российской Федерации» помимо собственно Правил входят ещё несколько документов. Сразу же после «Дорожной разметки» идёт документ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
В дальнейшем для краткости мы будем называть этот документ «Основные положения».
Этот документ является неотъемлемой частью Правил и вы должны его прочитать. У «Основных положений» есть Приложение с названием: ПЕРЕЧЕНЬ неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, мотоциклов, прицепов, мопедов и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Согласно этому документу выделим некоторые из них, которые необходимо запомнить.
Запрещается эксплуатация транспортного средства со следующими неисправностями:
1. Тормозные системы
1.1. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.
Конструкция автомобиля предполагает наличие, как минимум, двух тормозных систем – рабочая тормозная система (она приводится в действие нажатием на педаль тормоза) и стояночная тормозная система (ручной тормоз).
При нажатии на педаль тормоза(9), перемещается поршень (7) внутри главного тормозного цилиндра (6). Поршень, перемещаясь, вытесняет из цилиндра тормозную жидкость и она по шлангам и трубкам, расположенным под днищем автомобиля, перетекает в колесные цилиндры передних (1) и задних (4) колёс.
Тормозная жидкость – тело несжимаемое и, следовательно, какой объём жидкости вы вытесните из главного цилиндра, такой же объём перетечёт в колёсные цилиндры. В результате жидкость прижмёт тормозные колодки к тормозным дискам. Чем сильнее давите на педаль тормоза, тем сильнее прижимаются колодки к дискам. Убрали ногу с педали тормоза – колодки вернулись в исходное положение.
Эксплуатировать автомобиль с негерметичной тормозной системой нельзя! Если только вы обнаружили малейшее подтекание тормозной жидкости, тогда немедленно в автосервис! И двигаемся со всеми мерами предосторожности!
Более того, Перечень не разрешает подтекания никаких эксплуатационных жидкостей – ни из картера двигателя, ни из системы питания двигателя, ни из системы охлаждения двигателя,
ни из КПП, ни из АКПП, ни из аккумулятора. Так что, если вы обнаружили под своим автомобилем даже следы только капель, разберитесь – не ваши ли это капли.
И если ваши, тогда необходимо устранить неисправность, в противном случае эксплуатация автомобиля запрещена!
1.2.Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
|
Эти цифры надо запомнить. В жизни они вам вряд ли пригодятся, а вот на экзамене потребуются. |
Стояночная тормозная система (стояночный тормоз) служит для удержания автомобиля в неподвижном состоянии во время остановки или стоянки. Тормозные механизмы стояночной системы действуют только на задние колеса. Механизм привода, состоящий из рычагов, тяг и тросов,
расположенных под днищем автомобиля, сдвигает тормозные колодки и прижимает их к барабанам.
2. Рулевое управление
2.1.Суммарный люфт в рулевом управлении легкового автомобиля превышает 10 градусов.
Система рулевого управления служит для уменьшения усилия, прилагаемого водителем к рулевому колесу и передачи усилия от рулевого механизма к управляемым колесам. Усилие от рулевого колеса к направляющим колёсам передаётся через сложную систему узлов и деталей, соединённых друг с другом шарнирами, имеющими три степени свободы. Благодаря таким шарнирам, детали рулевого привода могут перемещаться друг
относительно друга в разных плоскостях.
Если покачать рулевое колесо вправо и влево,то можно обнаружить, что оно вращается совсем свободно, без усилия, а направляющие колёса при этом остаются неподвижными. Это и есть люфт.
Свободный ход (люфт) допустим лишь в пределах (не более 10 градусов), указанных производителем автомобиля.
Тугое вращение и увеличенный свободный ход рулевого колеса создают угрозу безопасного движения, поэтому обнаруженную неисправность рекомендуется устранить на станции технического обслуживания
У большинства современных легковых автомобилей рулевая колонка регулируется по высоте. И после того, как водитель отрегулировал положение рулевой колонки «под себя», она должна быть намертво зафиксирована. Но если механизм фиксации неисправен, и на ходу колонка гуляет вверх и вниз, то это, безусловно, опасно.
Практически всё современные автомобили оборудованы усилителем рулевого управления. Именно благодаря этому усилителю девушки легко вращают руль тяжёлого внедорожника. Однако ситуация может кардинально измениться, если выйдет из строя усилитель.
Вращать рулевое колесо станет непривычно тяжело. А вот это уже опасно!
3 Внешние световые приборы.
3.1.Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не
соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
3.2.Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.
3.3. Неработают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и
световозвращатели.
3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лапмы, не соответствующие типу данного светового прибора.
3.6 На транспортном средстве установлены:
спереди – световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого,
и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
сзади – фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с
огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
4. Стеклоочистители и стеколоомыватели ветрового стекла.
4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.
4.2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.
5. Колеса и шины.
5.1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6
мм, мотоциклов и мопедов – 0,8 мм.
Постепенно в процессе эксплуатации автомобиля в результате износа шины становятся разными по остаточной высоте рисунка протектора.
На сухой дороге это не опасно, но вот на влажном покрытии шины легкового автомобиля перестают обеспечивать надёжное сцепление с поверхностью дороги, начиная с момента, когда остаточная высота рисунка протектора становится менее 1,6 мм (для мотоциклов – менее 0.8 мм). При таком износе шины её дальнейшая эксплуатация запрещается. Эти цифры надо запомнить, они пригодятся и в жизни, и на экзамене.
5.2. Шины имеют местные повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а
также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
Подобные дефекты шин могут привести к их разрыву, что при движении транспортного средства способно вызвать опасные последствия (например, неуправляемое скольжение или опрокидывание транспортного средства).
5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес,
имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий
Надежность крепления колес и отсутствие повреждений дисков и ободьев, которые могут вызвать разрушение колеса в движении, являются факторами, прямо влияющими на безопасность движения.
5.4.Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного
средства.
Установка шин, не предназначенных для данной модели транспортного средства, может повлечь изменение параметров управляемости и устойчивости транспортного средства, снижение плавности хода, уменьшение его грузоподъемности.
5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
Если человеку на одну ногу надеть ботинок, а на другую – сапог, идти будет неудобно. То же самое применительно к автомобилю. Разница в конструкции шин существенно влияет на поведение автомобиля на дороге. Поэтому производители рекомендуют устанавливать на колеса автомобиля четыре одинаковые шины. В порядке исключения допускается установка пары одинаковых шин на каждую из осей автомобиля. Однако обе пары шин должны быть диагональной либо радиальной конструкции.
6. Двигатель
6.1. Содержание вредных веществ в отработавшихгазах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 ГОСТом Р 52160-2003.
6.2 Неисправна система выпуска отработавших газов.
В силу причинения вреда окружающей среде, Правила не ограничились одними только требованиями к дымности выхлопа. Правила ввели ещё и ограничения на шумность выхлопа. В соединениях и элементах системы выпуска отработавших газов не должно быть утечек, приводящих к увеличению внешнего шума выпуска или попадания отработавших газов в воздушный объем салона (кабины). Так что, если повреждён глушитель, и легковой автомобиль при движении ревёт как трактор - это тоже неисправность, с которой запрещается эксплуатация.
6.3. Нарушена герметичность системы питания.
Подтекание топлива из системы питания влечет возможность возникновения пожара. Негерметичность соединений обнаруживается путем внешнего осмотра или определяется по характерному запаху бензина.
6.4. Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.
7. Прочие элементы конструкции
7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.
Например, камнем выбило ветровое стекло. Эксплуатация автомобиля запрещена. Водитель должен принять все меры предосторожности (высадить пассажиров) и следовать к месту ремонта или стоянки, а не по своим делам.
7.2. Не работает звуковой сигнал.
Звуковой сигнал предназначен для случаев, когда надо предотвратить ДТП!
7.3 Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, спидометр, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.
Если неисправны замки дверей, то ездить на таком автомобиле небезопасно: двери либо распахиваются на ходу, и пассажиры выпадают на поворотах, либо наоборот – однажды закрывшись, больше не открываются, и выбраться из автомобиля можно только через окно. Если вышло из строя противоугонное устройство, предусмотренное конструкцией данного транспортного средства. Речь идёт не о томпротивоугонном устройстве, которое вы поставили за отдельную плату. Речь идёт о противоугонном устройстве, которое установил завод-изготовитель при сборке вашего автомобиля. Как правило, это либо блокировка зажигания, либо блокировка рулевого колеса, либо блокировка дверей. Либо сразу и то, и другое, и третье. Так вот, если неисправно противоугонное устройство, предусмотренное конструкцией транспортного средства, тогда эту неисправность нужно устранить. И только после этого разрешается продолжить эксплуатацию. Или во время движения отказал спидометр, и теперь, выполняя требования Правил, водитель может оценивать скорость движения только «на глаз». Это влияет на безопасность? Конечно, влияет.
7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.
7.6. Отсутствует:
- на автобусе, легковом и грузовом автомобилях – медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки;
- на мотоцикле с боковым прицепом - медицинская аптечка, знак аварийной остановки.
Чтобы получить право на эксплуатацию автомобиля, вы должны предъявить огнетушитель, аптечку и знак аварийной остановки. Без этих трёх обязательных принадлежностей эксплуатация автомобиля запрещена.
Несколько иначе обстоит дело с мотоциклами. Владельцам мотоциклов с боковым прицепом разрешено ездить без огнетушителя. Но аптечка и знак аварийной остановки должны быть.
Владельцам двухколёсных мотоциклов разрешено ездить без всего – без огнетушителя, без аптечки, без знака аварийной остановки. Авторы Перечня скорее всего руководствовались тем, что отсутствует место, где всё это можно было бы хранить на двухколёсном мотоцикле.
7.7. Отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства.
7.8.Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.
7.9. На мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.
Конструкция дуг безопасности в случае падения мотоцикла должна обеспечивать его скольжение на дугах по дороге и предохранять ноги мотоциклиста от травмирования.
7.10 На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных
рукояток для пассажиров на седле.
По Перечню в основном всё. Осталось только дать вам небольшие комментарии к нескольким задачкам из сборника ГИБДД на эту тему.
При какой неисправности тормозной системы Вам запрещается эксплуатация транспортного средства?
- Не включается контрольная лампа стояночной тормозной системы.
- Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние транспортного средства с полной нагрузкой на уклоне до 16% включительно.
- Уменьшен свободный ход педали тормоза.
Правильный ответ – второй. Но хочется понять, что это за «контрольная лампа» и к чему приводит уменьшение свободного хода педали тормоза.
Контрольная лампочка стояночной тормозной системы есть на панели приборов каждого автомобиля. Она загорается, когда водитель затягивает ручник. Если контрольная лампа по какой-то причине не загорается, это вовсе не означает, что ручник не работает.
Свободный ход педали тормоза можно регулировать и он должен быть 3-5 мм.При меньшем свободном ходе есть опасение, что тормозные колодки во время движения будут касаться тормозных дисков (или тормозных барабанов). Водитель это сразу почувствует так же, как если бы он двигался со слегка затянутым ручником – машина вяло разгоняется и почти не катится по инерции. Но рабочая тормозная система исправна, и при нажатии на педаль тормоза машина послушно останавливается.
В каком случае Вам разрешается эксплуатация автомобиля?
- Шины имеют отслоения протектора или боковины.
- Шины имеют порезы, обнажающие корд.
- На задней оси автомобиля установлены шины с восстановленным рисунком протектора.
Из всех перечисленных случаев только третий вариант правильный. Сегодняшние молодые водители понятия не имеют, что это такое шины с восстановленным протектором. И понятно почему – в продаже полно новой резины на любой вкус. Но в недалёком прошлом, во времена тотального дефицита, водители сдавали изношенные покрышки в ремонт, и на совершенно лысую шину наваривали новенький протектор. Применяется ли сегодня где-нибудь такая технология, но Перечень
по-прежнему не запрещает использование восстановленных покрышек. Главное, чтобы на одной оси (на передней или на задней) были установлены одинаковые шины.
В каком случае Вам разрешается эксплуатация транспортногосредства?
- Загрязнены внешние световые приборы.
- Нарушена регулировка фар.
- На световых приборах используются рассеиватели, не соответствующие типу данного светового прибора.
- Отсутствуют противотуманные фары.
Эксплуатация транспортного средства точно не разрешается при неисправностях, перечисленных в первых трёх вариантах. Значит, правильный ответ – четвёртый. Противотуманные фары – это необязательная принадлежность транспортного средства. Противотуманные фары – дополнительная опция, они могут быть, но могут и не быть. Всё зависит от комплектации, которую вы выберете, покупая автомобиль.
В каком случае Вам запрещается эксплуатация автомобиля?
- Не работает указатель уровня топлива.
- Нарушена регулировка угла опережения зажигания.
- Затруднён пуск двигателя.
- Не работаетзвуковой сигнал.
Вы уже знаете, что с неработающим звуковым сигналом эксплуатация автомобиля запрещена. А двух правильных ответов быть не может. Значит единственно верный – четвёртый ответ. А все остальные перечисленные неисправности на безопасность не влияют.