Лекции о ПДД

Основы управления транспортным средством

Тема урока:

  • Техника управления транспортным средством
  • Подготовка рабочего места и посадка водителя за рулем.
  • Органы управления и приборы
  • Приемы действия органами управления.

Необходимая литература:

  • Ю. И. Шухман. Основы управления автомобилем и безопасность движения
  • Э. С. Цыганков. Золотые правила безопасного вождения
  • Техника управления легковым автомобилем и ежедневное техническое обслуживание.
  • Методическое пособие

Техника управления транспортным средством


Подготовка рабочего места и посадка водителя за рулем.

 

Отрегулируем сиденье водителя. Начнем с подушки сиденья. Для этого подушечкой стопы левой ноги надо нажать педаль сцепления до конца ее хода, то есть "до пола", и оценить угол, который получился в подколенной впадине (Рис. 1) и расстояние от нее до края подушки сиденья. С точки зрения медицинской теории и водительской практики угол должен быть около 120°, а расстояние до подушки – 4 – 5 см. Такое положение тела водителя позволяет ему быстро и уверенно работать всеми педалями (сцепления, тормоза и газа).


Двигая сиденье вперед-назад при нажатой педали сцепления, Вы должны найти свое удобное положение, но при этом абсолютно недопустимы значения угла 90° или 180°!

 

Рис.1


Теперь пора заняться спинкой сиденья. Плотно прижмитесь спиной к спинке сиденья, прямые руки поместите лучезапястными суставами на верхнюю часть рулевого колеса и опустите ладони за рулевое колесо, при необходимости изменяя наклон спинки сиденья. Если после этого Вы обхватите пальцами рулевое колесо чуть выше его горизонтального диаметра и слегка разведёте локти, то угол в локтевом сгибе будет составлять примерно 120°.

Сохраняя найденное рабочее положение тела, регулируем зеркала заднего вида. Салонное зеркало должно показывать Вам дорогу через проем заднего стекла, в каждое из боковых наружных зеркал Вы должны видеть край соответствующего заднего крыла своего автомобиля и дорогу.  


 

Органы управления и приборы

Рис.2


 

Приемы действия органами управления

 
Действия  ногами
 
Водитель воздействует ногами на педали газа, тормоза и сцепления. А где находятся его ноги в те промежутки времени, когда никаких действий осуществлять не требуется?

Стопа правой ноги лежит на педали газа (не нажимая на нее), пятка стоит на полу между педалями газа и тормоза. При этом сама нога расслаблена, а коленка "откинута" вправо.

Стопа левой ноги располагается на специально предназначенной для нее площадке (слева от педали сцепления) или при отсутствии таковой на внутренней стороне арки переднего левого колеса. Пятка левой ноги стоит на полу, нога расслаблена.

При необходимости увеличения или плавного уменьшения скорости движения правая нога соответственно нажимает или отпускает педаль газа. Для этого надо лишь мягко поработать стопой, не отрывая пятку от пола.

Когда требуется интенсивное торможение, стопа правой ноги должна переместиться на педаль тормоза. В зависимости от размера Вашей обуви и расстояния между педалями стопу можно перенести на тормоз без отрыва пятки от пола или с отрывом.

По окончании работы педалью тормоза стопу правой ноги следует вернуть обратно на педаль газа - это ее постоянное место "жительства".

Левая нога водителя предназначена для работы только одной педалью - педалью сцепления.

До тех пор пока не требуется нажимать педаль сцепления, стопа левой ноги отдыхает на специально предназначенной для этого площадке.

При необходимости переключения передачи, при остановке и т.д., стопа левой ноги полностью (с отрывом пятки от пола) переходит на педаль сцепления и готовится к работе.

Плавность трогания автомобиля с места всецело зависит от того,

как водитель отпускает педаль сцепления.

Позже Вы не будете задумываться о том, что делает Ваша левая нога, но первое время работе своей левой ноги необходимо уделять максимальное внимание.

Отпускать педаль сцепления следует не"плавно и аккуратно", а за четыре конкретных этапа.

 

 

Рис.3 Действия педалью сцепления

 


Первый этап
 

Рис.4 Из позиции 1 в позицию 2 

Ослабляем опору пятки левой ноги на пол и немного уменьшаем усилие в коленке. Тем самым даем возможность возвратной пружине педали сцепления не быстро, но и не очень медленно поднимать педаль вверх до момента соприкосновения дисков сцепления.

Как только диски сцепления коснутся друг друга, произойдет несколько событий, внешние признаки которых выражаются в следующем:

  • шум двигателя уменьшится и понизит тон звучания,
  • немного уменьшатся обороты двигателя (стрелка тахометра поползет вниз),
  • и последнее,машина потихоньку начинает ползти! 


Самое главное сейчас не растеряться и не "бросить" педаль! Сопротивляясь возвратной пружине, надо удержать педаль сцепления в этой позиции!

Наступает следующий этап работы с педалью.
 
Второй этап

 

Если, обрадовавшись тому, что Ваша машина начала движение, тотчас "бросить" педаль сцепления, то дальше Вы уже не поедете. Автомобиль прыгнет вперед и затем резко остановится, а двигатель заглохнет!

Для плавного трогания большой массы автомобиля с места, педаль сцепления необходимо удерживать некоторое время во второй позиции! Диски сцепления должны немного притереться друг к другу, а машина приобрести себе некоторый запас инерции движения. 

 

 

Рис. 5 Удерживаем педаль в позиции 2


Пауза во второй позиции в зависимости от ситуации может варьироваться от долей секунд до десятков секунд. Для начинающего водителя при обычном трогании с места эта пауза должна составлять около 2 сек. За это время автомобиль проезжает первые десятки сантиметров с устойчивой минимальной скоростью.
 
Третий этап

 

Сопротивляясь возвратной пружине, позволяем педали сцепления очень медленно подняться из второй позиции в третью. 

Обратите внимание на то, что расстояние между второй и третьей позициейсоставляет всего лишь около 10 миллиметров. Причем именно 10 миллиметров, а не 1 сантиметр! 


Очень медленно проведите педаль сцепления по всем 10 миллиметрам последовательно, миллиметр за миллиметром, постепенно нагружая двигатель, и вместе с тем, плавно наращивая скорость движения автомобиля. И тогда результат старта Вашей машины приятно удивит не только Вас самого, но и всех окружающих.

Рис. 6 Из позиции 2 в позицию 3 


Четвертый этап

 

Ход педали сцепления между позициями 3 и 4 называется "свободным ходом". 

Это означает, что положение педали сцепления между этими позициями на движение автомобиля не оказывает никакого влияния.

Поэтому, как только позиции, и два диска полностью соединятся, что выразится в прекращении прироста скорости движения автомобиля, Вам останется только убрать ногу на площадку для отдыха, предоставив пружине возможность самостоятельно вернуть педаль сцепления в исходное верхнее положение.

Рис.7 Из позиции 3 в позицию 4

 

Теперь от Вашей левой ноги уже ничего не зависит, скорость движения Вы будете регулировать правой ногой.

В последний момент перед началом движения автомобиля, когда педаль сцепления будет подходить ко второй позиции, необходимо бросить взгляд в зеркало заднего вида.

Если полоса движения, на которую Вы собираетесь выехать, свободна, то можно продолжать работу педалью.

Когда обстановка на дороге не позволяет Вам начать движение, следует нажать педаль сцепления вниз "до пола" и ожидать благоприятной ситуации.

Если по дороге движется нескончаемый поток транспорта и ожидание может затянуться надолго, имеет смысл перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение и полностью отпустить педалью  сцепления.


 

Стояночный тормоз


При включенном стояночном тормозе (рычаг поднят) задние колеса автомобиля блокируются, и машина не может сдвинуться с места.  Стояночный тормоз используется во время кратковременной и долговременной стоянки автомобиля, а также применяется в тех случаях, когда требуется начать движение на подъеме без отката назад.

Включается стояночный тормоз очень просто. Надо взяться правой рукой за рычаг и энергичным движением потянуть его вверх до упора. После того, как Вы уберете руку, рычаг останется зафиксированным в верхнем положении.

Процедура выключения стояночного тормоза несколько сложнее. Прежде всего, Вам следует понять, что до тех пор, пока кнопка фиксатора не будет утоплена в тело рычага, вниз рычаг не опустится, как
бы сильно Вы на него не давили.

Если при постановке машины на стояночный тормоз рычаг был затянут "от души", то утопить кнопку простым нажатием пальца Вам не удастся. В этом случае следует поступить следующим
образом:

  • кистью правой руки взяться за рычаг,
  • большим пальцем упереться в кнопку, пытаясь ее нажать,
  • приподнять (поддернуть) рычаг вверх, хотя бы на пару миллиметров, продолжая давить на кнопку,
  • дожать кнопку, если она в это время еще не "провалилась" в рычаг,
  • удерживая кнопку фиксатора нажатой, опустить рычаг вниз до конца,
  • отпустить кнопку.

Потренировавшись несколько раз, не глядя на руку, Вы научитесь моментально включать стояночный тормоз, а также легко от него освобождаться. 

Никогда не дергайте рычаг стояночного тормоза во время движения. В противном случае
занос автомобиля Вам будет гарантирован даже на сухом асфальте!


 

Техника руления

 


Рис. 8

Управляя автомобилем, водителю приходится производить многочисленные манипуляции руками, такие как: поворот рулевого колеса, переключение передач, включение и выключение указателей поворота, стеклоочистителей, переключение света фар и многое другое. Однако большую часть времени руки водителя находятся на рулевом колесе.

Кисти рук следует разместить на рулевом колесе в положении между "без четверти три" и "без десяти два". Для этого необходимо мысленно разделить руль пополам - на верхнюю часть и нижнюю, то есть найти горизонтальную ось симметрии.

 

 

На многих моделях автомобилей ось симметрии совпадает со спицей рулевого колеса. Если Вы положите кисти рук чуть выше этой оси, и слегка обнимите пальцами руль, то это будет идеальное положение рук. 

Когда водителю не требуется переключать различные рычаги и клавиши, кисти рук должны постоянно находиться в этом положении.

Никогда не зажимайте руль "с побелением костяшек" пальцев. Есть старая рекомендация: "Держи руль, как птичку. Сильно зажмешь - умрет, слабо - улетит!".


 

Руление без отрыва кистей рук от рулевого колеса


Повернуть руль на небольшой угол и затем вернуть его обратно совсем не сложно. Надо соблюсти лишь одно условие - "приклеить" кисти своих рук к рулю в штатном положении и не перемещать их относительно обода рулевого колеса.

Руление без отрыва кистей рук от рулевого колеса применяется в тех случаях, когда требуется незначительно изменить направление движения автомобиля:

  • при корректировке положения автомобиля на дороге,
  • при отъезде от тротуара,
  • перед остановкой,
  • при перестроении в соседнюю полосу,
  • при плавном объезде препятствия.

Тренировка заключается лишь в осознанном контроле своих рук. Когда Вы повернете руль направо или налево на угол 70° - 90°, Вашим рукам захочется поменять позицию на ободе руля, но Вы должны не позволить им этого сделать.
 

 

Руление перехватом


Руление перехватом на сегодняшний день является основным способом вращения рулевого колеса при повороте автомобиля.

Тренировка проводится на практических занятиях на тренажере и автодроме.
 
 

Пуск и прогрев двигателя.


Прежде чем запускать двигатель следует нажать педаль сцепления.

Зачем? 

Если во время запуска двигателя в коробке передач окажется включенной какая-либо из передач, а педаль сцепления будет наверху, то машина может резко прыгнуть вперед! Поэтому, для гарантии
безопасности, а также для уменьшения массы вращающихся деталей и для уменьшения сопротивления вращению (что особенно важно зимой), перед пуском двигателя сначала надо отделить его от трансмиссии автомобиля, для чего педаль сцепления следует нажать вниз "до пола".

Когда стопа левой ноги ложится на педаль, Вы должны ощущать ее поверхность подушечками стопы и быть готовыми к немалому усилию.

В любом случае, когда Вы начинаете нажимать педаль, опоры на пятку быть не должно!

Нажимать педаль сцепления следует быстро, одним движением, до конца хода педали ("до пола"). При этом основную работу выполняет не стопа, а коленка! Именно она давит подушечками стопы на педаль, заставляя пятку скользить по полу. 

После того, как Вы до конца нажали педаль, можно и нужно ослабить напряжение в ноге - обопритесь пяткой о пол, удерживая педаль нажатой.

Будем считать, что двигатель Вашего автомобиля полностью прогрет, и достаточно лишь повернуть ключ "на старт", как он сразу же заведется.

У замка зажигания есть три основных положения.

В зависимости от марки и модели автомобиля замок может располагаться справа или слева от руля, иметь дополнительные позиции и условия для включения, но любой замок имеет три основных положения:

  1. Зажигание выключено
  2. Зажигание включено
  3. Включен стартер

Из позиции 1 спокойно поворачиваем ключ в позицию 2. Как только Вы попадете во вторую позицию, на щитке приборов обязательно включатся какие-нибудь лампочки. Это могут быть:  контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, лампочка аварийного давления масла, мигающая лампочка стояночного тормоза и другие. После пуска двигателя большинство из них погаснет.

Далее Вам надо решительно повернуть ключ в позицию 3, приблизительно на 45° от предыдущего положения, и стартер начнет проворачивать коленчатый вал двигателя.

Удерживая ключ в третьей позиции, следует прислушиваться к двигателю и посматривать на щиток приборов. Как только двигатель запустится (это будет слышно и видно), надо сразу же отпустить ключ! 

После того, как Ваши пальцы разожмутся, ключ самостоятельно под воздействием возвратной пружины вернется во вторую позицию и останется там до окончания Вашей поездки или до тех пор, пока Вы не выключите двигать (вернете ключ в первую позицию).
 

 

Включение и переключение передач


Данная схема демонстрирует Вам принцип работы рычагом переключения механической пятиступенчатой коробки передач. Шарик на пружине, есть ни что иное, как рычаг, а "дырками", в которых останавливается шарик, обозначены передачи.

Шарик под воздействием пружины вынужден постоянно находиться в нейтральном положении, расположенном между третьей и четвертой передачей.

При переключении передач следует учитывать, что шарик может двигаться только по "коридорам". Как Вы видите "коридоры" эти перпендикулярно параллельны друг другу, поэтому включить какую-либо передачу "по диагонали" Вам не удастся.

 

Переключая передачи необходимо помнить о том, что пружина постоянно стремится поставить шарик в нейтральное положение. Пружина помогает водителю при выключении передач, и активно сопротивляется при включении. Однако сопротивляется она лишь до того момента, как шарик попадет в "дырку" передачи. "Дырка" в состоянии удерживать шарик в неподвижном состоянии до тех пор, пока водитель не решит переключиться на другую передачу.

Тренироваться лучше, не глядя на руку или вообще с закрытыми глазами. Причем "вслепую" надо научиться переключать передачи, как в восходящем порядке, так и в нисходящем. 

 

Рис.9


При разгоне автомобиля водитель переключает передачи последовательно: 
1- 2 - 3 - 4 - 5, а при торможении возможны уже различные варианты. 

Например, после пятой может потребоваться вторая передача, или после четвертой - первая. Иными словами с любой высшей передачи Вам надо научиться переключаться на любую низшую, минуя промежуточные.

 

Первая передача включается следующим образом:

  1. Преодолевая усилие пружины, переводим шарик из нейтрального положения в соседний коридор налево до легкого соприкосновения со стенкой,
  2. Двигаем шарик вперед по левому коридору до тех пор, пока он не достигнет "дырки" первой передачи в конце коридора, 
  3. "Роняем" шарик в "дырку" первой передачи и убираем руку с рычага переключения передач.

 

 Рис.10

 

Переключая первую передачу на вторую Вам надо:

  1. Прижать шарик к левой стенке коридора и удерживать пружину в постоянно растянутом состоянии,
  2. Вытолкнуть шарик из "дырки" первой передачи и удержать его в нейтральном положении левого коридора, не давая пружине возможности поставить шарик в средний коридор,
  3. Подтолкнуть шарик к краю "дырки" второй передачи и "упасть" в нее.

 

 

  Рис.11

 

Переключая передачи, всегда следует делать паузу в нейтральном положении каждого коридора.

Причин для этой паузы много. Это и техническая сторона дела (работа синхронизаторов в коробке передач), и мгновения для контроля своих действий.

С третьей передачей очень часто возникают проблемы, и не только у кандидатов в водители. Дело в том, что при переключении второй передачи на третью путь до нейтрального положения в среднем коридоре шарик должен пройти под воздействием пружины, а не руки водителя!

Это означает, что Вам надо сделать не три, а всего два движения с короткой паузой, отведенной для работы пружины.

Вот Ваши действия:

  1. Легкий захват рычага переключения передач и короткий толчок в шарик вперед (пружина вытягивает шарик из левого коридора и проводит его по горизонтальному коридору до нейтрального положения),
  2. После короткой паузы двигаем шарик до "дырки" третьей передачи и спокойно убираем руку.

 

 

 

Рис.12


Учтите, чрезмерное усилие руки при переключении второй передачи на третью нередко приводит к тому, что вместо третьей передачи включается первая или пятая.

Последствия данной ошибки могут быть относительно безобидны (глохнет двигатель), а также и весьма опасны (незапланированное активное торможение двигателем и занос автомобиля).

 

Переключиться с третьей передачи на четвертую совсем не сложно, надо только соблюсти условие 

- всегда делать паузу в нейтральном положении:

  1. Вытолкнуть шарик из "дырки" третьей передачи и дать ему возможность остановиться в нейтральном положении,
  2. Продолжить движение назад до "дырки" четвертой передачи.

 

 

 Рис.13


Пятую передачу часто называют "повышающей". При движении с большой скоростью она позволяет
двигателю работать в щадящем режиме, а водителю экономить топливо.

 

Для включения пятой передачи необходимо произвести следующие действия:

  1. Выталкиваем шарик из "дырки" четвертой передачи, и пружина тотчас ставит его в нейтральное положение,
  2. Переводим шарик в правый коридор и слегка упираемся в стенку,
  3. Передвигаем шарик по коридору вперед до "дырки" пятой передачи и благополучно в нее падаем.

 

Рис.14  


На автомобилях различных марок и моделей передача заднего хода включается по-разному. 

Поэтому имеет смысл заглянуть в заводскую инструкцию по эксплуатации Вашего конкретного автомобиля.

Здесь Вам приведен лишь один из вариантов включения передачи заднего хода (направо - назад).

 

Техника включения передачи такова:

  1. Из нейтрального положения переводим шарик в правый коридор и слегка упираемся в стенку,
  2. Передвигаем шарик по коридору назад до "дырки" задней передачи и оставляем его в этом положении. 

 

 

 

Рис.15


Для выключения любой передачи Вам достаточно лишь легким коротким движением кисти руки вытолкнуть шарик из "дырки" и пружина сама проведет его по коридорам до нейтрального положения между третьей и четвертой передачей.

 

Указатели поворотов 

 

 

Перед началом движения, остановкой, перестроением на соседнюю полосу и прочими маневрами водитель обязан подать сигнал световыми указателями поворота в соответствующую сторону. Техника включения указателей не сложна. Мизинцем, другим удобным Вам пальцем или несколькими пальцами, не отрывая кисть левой руки от руля, надо перевести переключатель указателей поворота вверх (вправо) или вниз (влево). 

 

 

 

 Рис.16


На исправном автомобиле при возврате руля в положение прямолинейного движения указатели поворота выключаются автоматически, рычаг переключения указателей поворота сам по себе возвращается в нейтральное положение. Однако происходит это только в том случае, если руль был повернут на угол не менее 90°. В противном случае, водитель должен выключить указатели
самостоятельно.

При включении указателей поворота непозволительно убирать кисть руки с обода руля. Ведь именно в этот момент с машиной может произойти нечто, что потребует от водителя максимального усилия на рулевом колесе. Например, удержать автомобиль на дороге, если внезапно лопнуло одно из его передних колес, как правило, одной рукой не удается.

Существуют люди, которых объединяет общая для них проблема - они путают "правое" с "левым". 

При работе с указателями поворота такие ошибки недопустимы! 

Дезинформация других водителей и пешеходов оборачивается крупнейшими авариями и, как правило, с участием в них самих дезинформаторов. 

Тем из вас, кто замечал за собой такой "грешок" предлагается упражнение, которое позволит вылечиться от путания сторон, по крайней мере, при включении указателей поворота.

Обязательно оставьте на руле всю или хотя бы часть ладони, дотянитесь вытянутыми пальцами до рычага переключения указателей и зажмите его между пальцами.

Затем, не отпуская рычаг, покрутите руль немного вправо - влево. Хотите Вы того или нет, указатели будут сами включаться именно в ту сторону, в которую надо.

Конечно, двигаясь по реальной дороге все это следует проделать мысленно, и переключить рычаг в нужную сторону до начала работы рулем. Однако при этом совершенно не надо знать, "направо" это
или "налево", самое главное - указатели будут включены в "ту" сторону, куда Вы собираетесь поворачивать. По завершении маневра водитель обязан незамедлительно выключить световые указатели поворота.

 

Рис.17

Во время движения автомобиля водителю приходится включать и выключать всевозможные рычажки, клавиши и тумблеры, причем отвлекаться от дороги, чтобы разглядывать их, абсолютно недопустимо. Поэтому Вам необходимо ознакомиться с расположением и назначением всех органов управления автомобилем, а также приобрести некоторые навыки работы с ними, до того, как Ваша машина первый раз тронется с места. Следует взять в руки заводскую инструкцию к автомобилю и потренироваться во включении и выключении многочисленных рычагов и клавиш. На продвинутом этапе тренировок рекомендуется проделывать те же действия с закрытыми глазами.

 

Рычаги, которые расположены под рулевым колесом, могут иметь многофункциональное назначение. 

Например, рычаг переключения указателей поворота выполняет так же функцию переключателя режима света фар.

С помощью правого рычага меняются режимы работы стеклоочистителя и омывателя лобового стекла.

Главное правило работы с этими рычагами остается прежним - все манипуляции следует производить только пальцами, при этом кисть руки должна иметь с ободом рулевого колеса постоянный контакт, не смотреть на рычаги и переключатели.


 

Начало движения.

 
Когда "бывалый" водитель готовится к началу движения автомобиля, он не задумывается о том, что делают его руки и ноги, все происходит почти одновременно и в автоматическом режиме.

Поскольку у многих из вас на сегодняшний день никакого автоматизма нет, то необходимо выработать схему последовательности действий, которая обеспечит плавное и безопасное начало движения автомобиля.

Ниже Вам представлен один из вариантов такой схемы, которая состоит из трех частей которые вы должны запомнить (зазубрить).
 
Техническая часть

  1. Внешний осмотр автомобиля.
  2. Посадка и, при необходимости, регулировка сиденья и зеркал заднего вида.
  3. Пристегиваем ремень безопасности.
  4. Нажимаем педаль сцепления.
  5. Запускаем двигатель.
  6. Включаем первую передачу.

Информационная часть

  1. Включаем указатели поворота.
  2. Бросаем взгляд в зеркало заднего вида.

 Начало движения

  1. Опускаем рычаг стояночного тормоза вниз до упора.
  2. Нажимаем на педаль газа (до 1500-2000 об/мин).
  3. Начинаем отпускать педаль сцепления.
  4. Еще раз быстро смотрим в зеркало заднего вида и в непросматриваемую зону в сторону выезда.

Остановка с малой скорости движения


После успешного начала движения автомобиля не мешает подумать о том, как его остановить.

При малой скорости движения предлагается следующая последовательность действий:

  1. Нажимаем педаль сцепления (для кратковременного отделения двигателя от ведущих колес),
  2. Нажимаем педаль тормоза (для плавного торможения и остановки),
  3. Полностью останавливаем машину,
  4. Переводим рычаг коробки передач в нейтральное положение (с целью долговременного отключения двигателя от ведущих колес),
  5. Поднимаем рычаг стояночного тормоза (для удержания машины на месте от самопроизвольного движения),
  6. Отпускаем педаль сцепления (при этом ничего не произойдет, так как двигатель отделен от ведущих колес нейтральной передачей),
  7. Отпускаем педаль тормоза (от самопроизвольного движения машина удерживается стояночным тормозом),
  8. Выключаем двигатель или оставляем его работающим, в зависимости от дальнейших планов.

 

Действия педалью тормоза

 

Начало движения на подъемах


Как бы хорошо Вы ни научились делать "баланс" (работать педалями газа и сцепления одновременно), бывают ситуации, когда без использования стояночного тормоза осуществить безопасный старт автомобиля в гору не получается. 

Например, красный сигнал светофора вынудил Вас остановиться на крутом подъеме, а чуть позже сзади вплотную к Вашему автомобилю подъехала другая машина. Или Вам предстоит начало движения на экзаменационной "эстакаде", где откат назад разрешен не более чем на несколько сантиметров. Есть и другие случаи, когда необходимо тронуться с места на подъеме вообще без скатывания машины назад. И помочь в этом сможет только "ручник".

Сначала все должно идти своим чередом. Надо полностью подготовить автомобиль к началу движения ("техническая" и "информационная" части подготовки). Но когда дело дойдет до
"начало движения", пункты следует выполнить несколько иначе, чем при старте на ровном месте:

  1. Утопить кнопку фиксатора рычага стояночного тормоза, но продолжать удерживать "ручник" в верхнем положении.
  2. Педалью газа повысить частоту вращения коленчатого вала двигателя (до показания тахометра примерно 2000 об/мин или чуть выше).
  3. Педаль сцепления плавно отпустить в позицию 2  и удерживать ее в этом положении до начала движения автомобиля.
  4. Когда Вы почувствуете, что два диска сцепления коснулись друг друга и машина хочет, но не может ехать, рычаг стояночного тормоза надо будет быстро опустить вниз и Ваш автомобиль плавно начнет движение в гору без единого миллиметра отката назад.

Проблема здесь может возникнуть только одна – ошибка с выбором момента освобождения машины от "ручника". 

Если передержать рычаг стояночного тормоза наверху, то машина вообще не поедет. двигатель просто заглохнет, "надорвавшись" в попытке провернуть заблокированные колеса. 

Ну а если недодержать и опустить "ручник" вниз раньше времени, то машина просто покатится назад. 

Так как же все-таки почувствовать момент соприкосновения дисков сцепления, когда надо опустить рычаг стояночного тормоза вниз? 

При этом частота вращения коленчатого вала двигателя уменьшается (стрелка тахометра начинает "падать"), шум из-под капота машины тоже уменьшается и поменяет свою тональность. Плюс к этому появляются новые вибрации, а переднеприводные автомобили в этот момент начинают еще и немного приседать, как бы прижиматься к земле. 

Иными словами, определить нужный момент можно, надо только обратить внимание на внешние его проявления. Найдите подходящее место, не спеша потренируйтесь и увидите, буквально через 10–15 минут Вы будете в состоянии делать "старт в гору" без отката назад на подъеме любой крутизны.
 

 

Начало движения на скользкой дороге


При трогании на скользкой дороге следует убедиться, что передние колеса стоят прямо и перед ними нет высоких снежных валиков и других препятствий. Даже незначительный угол поворота колес создает сильное сопротивление и провоцирует пробуксовку. Для уменьшения начальной тяги следует трогаться не на первой, а на второй или третьей передаче. Важно, чтобы первый проворот колес произошел без пробуксовки, что позволит качнуть автомобиль, придав ему хотя бы незначительное движение. Трогание надо выполнять на минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала, за счет задержки включения сцепления, с незначительным его пробуксовыванием. Если все же ведущие колеса забуксовали, нужно сразу же прекратить «газовать» и начать все сначала. 
 

 

Особенности торможения при наличии АБС

 
На современных автомобилях все чаще используется антиблокировочная система тормозов (АБС). Она позволяет автоматически осуществлять прерывистое торможение без блокировки колес при резком и полном нажатии на педаль тормоза. АБС снимает тормозное усилие на колесо при блокировке и восстанавливает усилие при возобновлении вращения колеса много раз за секунду. В процессе этого торможения можно плавно корректировать рулевым колесом направление движения.

Когда при экстренном торможении начала срабатывать АБС (вы это поймете по биениям тормозной педали), это и хорошо и плохо одновременно. Хорошо, что устройство спасет вас от блокировки колес. Плохо, что система устранила вас от управления процессом торможения и вы не сумеете точно определить, где остановится ваш автомобиль. Вы можете столкнуться с ситуацией, когда сильное нажатие тормозной педали не вызовет ответного тормозного эффекта. Даже профессионал может получить серьезный стресс при отказе автомобиля от торможения. Такая ситуация встречается в тех случаях, когда водитель начинает зимний сезон на летних или универсальных шинах, которые на морозе «дубеют». Помните об этом и заранее  «переобувайте» ваш автомобиль в подобающую сезону шипованную обувь — только в этом случае АБС поможет вам при экстренном торможении. Учтите, что, когда вы тормозите на неровной дороге или участке с меняющимся коэффициентом сцепления, АБС снимает тормозное усилие с «проблемного колеса» и ослабляет динамику торможения. В результате тормозной путь вашего автомобиля увеличится.

Остерегайтесь снегопада!

АБС весьма «неохотно» тормозит на снежной целине, где смогла бы принести пользу короткая блокировка колес — АБС этому «не обучена». Поэтому в снегопад особо внимательно следите за безопасной дистанцией спереди и сзади  автомобиля. В первую очередь следите за поведением автомобилей с АБС (абсолютное большинство иномарок), которые часто попадают в аварийные ситуации на заснеженной дороге, и будьте готовы к контраварийным действиям.

Следует иметь в виду, что АБС прекращает свою деятельность и отключается на скорости 5-7 км/ч, автомобиль на прямой дороге может в самый последний момент соскользнуть вперед.

Несмотря на некоторые недостатки, достоинств у АБС больше: исключая блокировку колес, система оказывает существенную помощь водителю. К тому же АБС позволяет совершать маневр (например, перестроение) при торможении. 

 

Карта сайта

map site

Мы в Вконтакте