Лекции о ПДД

Основы устройства легковых автомобилей. Урок №1

Необходимая литература: В. А. Родичев, А. А. Кива "Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей"

 

 

Устройство легкового автомобиля


Встречается много ситуаций, когда владелец автомобиля не зная, что сломалось в его иномарке отдает ее в сервис, а через некоторое время выясняется, что деньги были взяты за воздух, а автомобилю опять требуется «врач».

 

Аналогична ситуация и с отечественными автомобилями. Бывает за устранение какой-то неполадки берется астрономическая сумма и когда владелец узнает, как эту неполадку устранить и что он справился бы с ней сам, ему становиться обидно за свою неграмотность и потраченные деньги.

 

 

 

 


И еще один плюс за открытие рубрики «Устройство легкового автомобиля» — если на сайте будет максимум информации, то учащиеся меньше будут времени тратить в поисках информации на просторах интернета. Думаю, что и вы согласитесь со мной, что любой водитель-владелец транспортного средства должен иметь минимум знаний об устройстве своего автомобиля и уметь устранять простейшие неисправности, а лучше предупреждать эти неисправности.
  

 

Основные части легкового автомобиля

 
К транспортным средствам категории «В» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг, а число мест для пассажиров не превышает восьми.

Легковой автомобиль состоит из узлов и механизмов, которые образует три его основные части: двигатель, шасси и кузов:

 

  

Двигатель — устройство, превращающее тепловую энергию топлива в механическую энергию, приводящую транспортное средство в движение.

Шасси состоит из:

  • трансмиссии (элементов, передающих вращение вала двигателя к колесам, желтый цвет на рисунках);
  • ходовой части, т.е. колес, устройств их крепления и связи с кузовом;
  • механизмы управления: рулевое и тормозное.

Схема устройства заднеприводного автомобиля


 

Схема устройства переднеприводного автомобиля



Схема устройства полноприводного автомобиля


 
С помощью механизмов управления водитель изменяет направление и скорость движения автомобиля. Самая незначительная неисправность механизмов управления может привести к самым тяжелым последствиям. И вы знаете из ПДД, что при неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления любое движение запрещено.

Электрооборудование — без него современный автомобиль не может обойтись: «мигалки», фары, габаритные огни, фонари, звуковой сигнал, кондиционер, музыка и т.д.

Кузов — внешний вид автомобиля и по нему вы определяете, купить или нет, нравиться ли.

Автомобили подразделяют на

  • заднеприводные — автомобили,которые движутся за счет вращения задних колес, т.е. крутящийся момент от двигателя передается только на задние колеса. Задние колеса являются ведущими и толкают перед собой автомобиль. Передние колеса нужны для опоры, изменения направления движения и снижения скорости, т.к. тормоза установлены на все 4 колеса;
  • переднеприводные — крутящийся момент от двигателя передается на передние колеса. Задние ведомые колеса выполняют опорные и тормозные функции, а передние колеса приводят машину в движение. Ведущие колеса тянут автомобиль за собой и передние колеса еще являются управляемые. А в этом случае сила тяги прикладывается в направлении поворота колеса, из-за чего транспорт с передним приводом более устойчив на дороге, чем заднеприводный. Примером может быть ваш опыт из детства. Вспомните, как вы возили санки за веревку, привязанную впереди (переднеприводный автомобиль). Вам легко удавалось направлять их по нужной траектории. А если вы санки толкали сзади — заднеприводный автомобиль — санки меняют траекторию и вы сталкивались с трудностью управления ими.
  • полноприводные — у этих автомобилей являются ведущими как задние, так и передние колеса, а ведомых вообще нет и все четыре колеса трудятся совместно. Работая в унисон, передние колеса тянут, а задние толкают автомобиль. Некоторые полноприводные легковые автомобили имеют отключаемый передний или задний мост, т.е. по желанию водителя ведущими у них могут быть как четыре, так и два колеса. Полноприводные легковые «вездеходы» отлично подходят для сельской местности, при езде по плохим дорогам в распутицу, по укатанному снегу или льду.

 

Колесная формула легкового автомобиля


Как определить сколько у автомобиля ведущих колес? Поможет колесная формула легкового автомобиля.

Например, 4х2,

  • первая цифра указывает общее количество колес,
  • вторая цифра соответствует количеству ведущих колес.

Эта формула для легкового автомобиля с двумя ведущими колесами.

А для полноприводного легкового автомобиля колесная формула будет представлена так 4х4.
Итак, ведущие колеса, получающие вращение от двигателя, сдвигают с места транспортное средство, а потом толкают или тянут его. Вращение от двигателя передается через агрегаты трансмиссии на ведущие колеса, и транспортное средство движется.


 

Основные типы кузовов легковых автомобилей


Кузов легковых автомобилей — это основа, на которой закреплены все агрегаты, механизмы, внутреннее и внешнее оборудование салона, вообщем, все, что опирается, держится, прикручивается на кузове. Внутри кузова размещаются водитель, пассажиры и багаж.

Кузова современных легковых автомобилей разнообразны и многофункциональны. Основное предназначение для кузова — это перевозка пассажиров и небольшого груза.

Название кузова часто соответствует названию автомобиля.


 

Седан.

 

Кузов имеет четыре двери, но иногда есть модели с двумя дверями. Сиденья представлены двумя полноразмерными рядами. Этот кузов получил наибольшее распространение среди кузовов во второй половине ХХ века.

В Англии его называют Saloon, во Франции — Berline, в Германии — Limousine.

 

В седане могут расположиться 4 или 5 взрослых людей. Моторный отсек и багажное отделение у седанов вынесены наружу, т.е. кузов считается трехобъемным.
 

Купе.

 

Купе в классическом исполнении — это кузов с двумя дверями и только с одним рядом полноразмерных сидений. Сзади возможна установка еще одного ряда компактных (детских) мест.

За рубежом кузова купе получали более широкое распространение как в виде дорогих скоростных машин полуспортивного типа, так и относительно дешевых компактных городских автомобилей.

Купе с дополнительной третьей задней дверью называется купе-хэтчбек, соответственно купе могут быть двух-и трехобъемными.

 

Универсал.


Грузопассажирский двухобъемный кузов, имеет два ряда полноразмерных сидений и дополнительную, пятую дверь.

Задние сиденья в разложенном состоянии увеличивают площадь багажного отделения. На внедорожниках (SUV) такой тип кузова стал основным. По габаритам этот кузов также чуть длиннее. Если нужно перевести больше людей, то можно установить еще один дополнительный ряд сидений.


 

Хэтчбег.

 

Двухобъемный кузов, представляющий собой гибрид седана и универсала. В нем можно перевозить достаточно объемный груз, так как багажное отделение не отделено от салона и при складывании задних сидений (а в некоторых моделях и переднего пассажирского сиденья) объем багажного отделения значительно возрастает. Большая часть компактных переднеприводных автомобилей с последней четверти ХХ века оснащается именно таким типом кузова.

 

Лимузин.

 

Трехобъемный кузов с жесткой остекленной перегородкой, отделяющей передние сиденья (водительское и одно пассажирское) от пассажирского салона. Сегодня такой тип кузова создают по заказу на базе автомобилей класса Е+ и F+. В салоне имеется два или три ряда сидений, которые могут откидываться или поворачиваться. Эти автомобили часто используются в свадебном ритуале. 

 

Кабриолет.

 

Кузов открытый, без крыши или с мягким складным верхом. В отечественном автомобилестроении такие кузова не применяются, а открытые кузова внедорожников относятся к фаэтонам (например, УАЗ-3151).

Купе-кабриолет — кузов со складываемым жестким верхом, объединяющий в себе достоинства открытого кабриолета и закрытого купе.

 

Мини-вен.

 

Грузопассажирский одно- и полутораобъемный кузов часто без явно выступающего моторного отсека, с дополнительной дверью багажного отделения.

На некоторых микроавтобусах и большей части автобусов используется также вагонная компоновка с размещением водителя над передней осью (например, Toyota Hiace). 

 

 

 

Пикап.

 

 

Коммерческий кузов с открытой грузовой платформой,отделенной от кабины жесткой стационарной перегородкой. Кабина может быть с одним или двумя рядами сидений вместимостью от 2 до 6 человек, включая водителя.

 

 

 

 

 

Фургон.

Коммерческий кузов на базе универсала, с отделенным от водительской кабины грузовым отсеком.

 

Современная классификация легковых автомобилей в Европе и России


В странах Европы и России легковые автомобили разделяют на классы в зависимости от их габаритных размеров. Таких классов шесть: А+, В+, С+, D+, Е+и F+.

Класс А+ — малогабаритные четырех- и пятимест­ные легковые автомобили, длина которых не превышает 3,7 м, а ширина — 1,6 м. К данному классу относятся также двух — четырехместные городские ми­ни-автомобили, например Smart.

В данную категорию входят модели Daewоо Маtiz, Сhevrolet Sрагk, КIА Picanto, Реgault 107, СеАЗ-11116 (ВАЗ-1111) «Ока».

Класс В+ — легковые автомобили длиной 3,7-4,3 м,шириной до 1,7 м. Чаще всего они оснащаются кузовом хэтчбек (3 или 5 дверей) и передним приводом.Это, на­пример, все модели LАDА от 2104 до Рriога, Rеnаult Logan, Нуundai Ассеnt, Сhevгоlet Lаnоs, Fогеd Fusion, Fогеd Fiesta.

По устаревшей отечественной классификации автомобили нынешних классов А+ и В+ относились к особо малому классу с двигателем рабочим объемом до 1,1 л (отраслевой индекс начинался с цифр 11, на­пример, ВАЗ-1111, ЗАЗ-1102).

Класс С+ — легковые автомобили длиной 4,2-4,5 м,шириной 1,7-1,8 м. Данный класс часто называют «нижнесредним» или «Гольф-классом» по самому популярному в Европе его представителю — Volkswagen Golf. К классу С+ относятся также Ford Focus, Chevrolet Lacetti, Тоуоtа Согollа, Мitsubishi Lаnсег, Daewoo Nexia, Ореl Аstга, Маsda  3.

Класс D+ — легковые автомобили длиной 4,5-4,8 м,шириной 1,7-1,8 м. Данный класс часто называют «верхнесредним». К данному классу относятся модели Тоуоtа Аvепsis, Маzdа 6, Volkswagеn Раssat, Ноnda Ассогd, Ford Моndeо, Нyundai Sonata, Ореl Vectra, Аudi А4, Мегсеdes-Вепz С-класс, ВМW «третьей серии». По устаревшей отечественной классификации автомобили нынешних классов С+ и D+ относились к малому классу с двигателем рабочим объемом 1,1-1,8 л (отраслевой индекс начинался с цифр 21, например, АЗЛК-2141, ВАЗ-2105, ИЖ-2126).

Класс Е+ — легковые автомобили длиной 4,8-5 м,шириной более 1,8 м. Данный класс именуется «биз­нес-классом». В этом классе представлены Тоуоta Саmгу, «Волга» ГАЗ-3102/ 31105 и Volgа Sibег, Nissan Теапа, Аиdi А6, ВMW «пятой серии», Мitsubishi Galant, Мегсеdes-Веnz Е-класс, Volvo S80, Lехus GS. По устаревшей отечественной классификации автомобили нынешнего класса Е+ (частично и D+) относились к среднему классу с двигателем рабочим объемом 1,8-3,5 л (отраслевой индекс начинался с цифр 31, например, ГАЗ-3102, ГАЗ-3110).

Класс F+ состоит из автомобилей длиной более 5 м,шириной свыше 1,8 м. Этот класс именуется классом «люкс» или «представительским классом», так как к не­му относятся комфортабельные, мощные автомобили типа ВМW «седьмой серии», Мегcedes-Веnz S-класс, Lехиs LX, Infiniti СS, Jagиаг Х]8, Веntlеу, Мауbасh и Rоlls-Rоусе.

По устаревшей отечественной классификации авто­мобили класса F+ и частично Е+ относились к боль­шому (с двигателем рабочим объемом свыше 3,5 л) и высшему (без ограничений) классам: отраслевой ин­декс начинался с цифр 41, например, ЗИЛ-4104.

Следует отметить, что кроме базовых моделей боль­шинство зарубежных автопроизводителей выпускают легковые автомобили с кузовом универсал. Чаще всего они находятся в том же классе. Однако существует еще не­сколько видов автомобилей, не попадающих в приведен­ную выше классификацию. Это автомобили с кузовами типа кабриолеткупеуниверсал повышенной вместимо­сти (УПВ), мини-вэн (МРV), а также кроссоверы и внедорожники (автомобили повышенной проходимости или SUV). Класс SUV также подразделяется на компактный, среднеразмерный и полноразмерный сегменты.

Также автомобили подразделяются по ценовым категориям.

Самая дешевая комплектация называется базовой или стандартной. В современном зарубежном серийном автомобилестроении в последние годы про­слеживается следующая тенденция: ценовая категория зависит не столько от размерности модели автомобиля, сколько от его комплектации.

 

Карта сайта

map site

Мы в Вконтакте