Раздел ПДД №13.
Цели:
- Знать общие правила проезда перекрёстков. Обязанности водителя при повороте на перекрестке.
- Действия водителя при заторе за перекрестком. Порядок проезда регулируемых перекрёстков. Порядок проезда нерегулируемых перекрестков неравнозначных дорог. Порядок проезда нерегулируемых перекрёстков равнозначных дорог.
- Уметь определять тип перекрестка. Анализировать и правильно применять полученные знания при решении задач для подготовки к экзамену в РЭО ГИБДД.
- Воспитывать уважение к ПДД, высокое чувство ответственности за безопасность движения.
Руководства и пособия:
- Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями. Изд. Москва;
- Экзаменационные (тематические) задачи. Изд. Москва. «Третий Рим».
Перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. Разрывы разделительной полосы одной дороги и пересечение дорог на разных уровнях (мостами, путепроводами, въезды в тоннели) перекрёстками не считаются. Также не считаются перекрёстками выезды с прилегающих территорий, пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки
Поэтому требования 13 раздела Правил на указанные пересечения не распространяются.
Границы перекрёстка – воображаемые линии, которые соединяют, соответственно, противоположные начала закруглений проезжих частей, наиболее удаленные от центра перекрёстка.
Все перекрёстки разделены на два типа: регулируемые и нерегулируемые.
13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.
При желтом мигающем сигнале,неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.
Главным признаком регулируемого перекрёстка является не наличие светофора или регулировщика, а именно сам факт регулирования светофором в основном режиме (красный-желтый-зелёный) или
регулировщиком порядка проезда. Достаточно часто вместе со светофорами устанавливаются знаки
приоритета. В случае, если сигнал светофора противоречит требованиям дорожных знаков приоритета, то в соответствии с указанием п.6.15 Правил водители должны руководствоваться сигналами светофора, т.е. на знаки приоритета, водитель внимания не обращает.
Рис. 2
Ночью, когда интенсивность движения ниже, светофор переключают в режим желтого мигающего сигнала или выключают вовсе либо отсутствует регулировщик, перекресток становится нерегулируемым. В свою очередь нерегулируемые перекрёстки могут быть равнозначных и неравнозначных дорог. При этом ещё на перекрёстках неравнозначных дорог главная и второстепенная дороги могут менять свои направления.
Нерегулируемый перекрёсток неравнозначных дорог – перекрёсток, где есть знаки приоритета 2.1,2.3.1 – 2.3.7, 2.4, 2.5) либо перекрёсток образуют грунтовая дорога и дорога с твёрдым покрытием.
Рис. 3 Рис. 4
Нерегулируемый перекрёсток равнозначных дорог – перекрёсток, где отсутствуют знаки 2.1, 2.3.1 – 2.3.7, 2.4, 2.5, пересекаются дороги, имеющих твердое покрытие, а также пересечение грунтовых дорог либо присутствует знак 1.6 «Пересечение равнозначных дорог».
Рис. 5
Наличие знака 1.6 «Пересечение равнозначных дорог» предупреждает водителя о приближении к перекрёстку, на котором пересекаются равные по значению дороги даже в том случае, если одна из них ;грунтовая, а другая имеет твердое покрытие.
Рис. 6
Для того, чтобы уверенно ездить через перекрёстки водитель должен:
- При подъезде к перекрёстку определить к какому типу относится данное пересечение дорог.
- Усвоить всего четыре правила (общих для всех типов перекрёстков):
1 Правило. При повороте на право или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке. (ст.12.18 КоАП)
При повороте направо или налево водитель поворачивает на другую проезжую часть, ;поэтому он не должен мешать движению пешеходам и велосипедистам, чей путь пересекает. Даже если нет атрибутов пешеходного перехода (знаков 5.19.1 и 5.19.2 либо разметки 1.14.1 и 1.14.2) на перекрёстках пешеходы могут пересекать проезжую часть по линиям тротуаров и обочин (п.4.3 Правил). Это требование универсально и действует на любом перекрёстке.
Рис. 7. Уступите дорогу пешеходам
2 Правило. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении. (ст.12.13, ч.1 КоАП)
Прежде чем въехать на перекрёсток, вы должны оценить обстановку за ним в том направлении, куда
пролегает ваш путь. При невозможности движения в нужном направлении дожидайтесь ликвидации затора, не въезжая на перекрёсток, либо двигайтесь объездными путями. Введенное п.13.2 запрещение действует даже в том случае, если сигнал светофора разрешает движение в направлении затора.
Рис. 8
3 Правило. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо (кроме случаев, когда главная дорога меняет свое направление). Этим же правилом должны руководствоваться водители между собой водители трамваев (ст.12.13, ч.2 КоАП)
В рассматриваемой в п.13.3 ситуации водителям разрешается одновременное движение через перекресток. Однако траектории движения транспорта пересекаются. В этом случае действует
общее правило, предусмотренное для конфликтных ситуаций, в которых разрешено одновременное
движение нескольким транспортным средствам в разных направлениях. Водители часто называют это правило «правилом правой руки» т.е. в подобных ситуациях уступать дорогу должен тот, кто имеет помеху справа. Это правило известно также под названием «береги правый борт».
Рис. 9
4. Правило. При равном праве на проезд на перекрестке трамвай всегда имеет преимущество (право проезжать первыми) независимо от направления движения перед безрельсовыми транспортными средствами:
- Когда оба (трамвай и безрельсовое ТС) едут на зелёный сигнал светофора;
Трамвай поворачивает направо на зелёную стрелку, включённую в комбинации с основным зелёным сигналом светофора! То есть оба водителя двигаются на основной зелёный. А при равном праве на проезд у трамвая всегда преимущество.
Рис. 10
На этом перекрёстке применяется раздельное регулирование очерёдности движения – у автомобиля
свой светофор, у вагоновожатого тоже свой специальный светофор. Такой сигнал специального светофора запрещает трамваю движение, а транспортный светофор разрешает движение во всех направлениях. Так что водитель автомобиля смело поворачивает налево первым.
Рис. 11
- Оба на разрешающий сигнал регулировщика;
Такой сигнал регулировщика дает право на движение легковому автомобилю и водителям трамваев, а так как при повороте направо водитель автомобиля пересекает трамвайные пути, то он обязан уступить дорогу обоим трамваям.
Рис. 12
- Оба по главной (второстепенной);
Водитель автомобиля и трамвая находятся на главной дороге. При движении прямо автомобиль обязан уступить дорогу трамваю, так как трамвай имеет преимущество независимо от направления движения, движущийся во встречном направлении по равнозначной дороге.
Рис. 13
- На равнозначном перекрёстке трамвай всегда имеет преимущество независимо от направления движения.
Рис. 14
Регулируемые перекрестки
13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо.
Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев. (ст.12.13, ч.2 КоАП)
К этому пункту правил ПДД есть дополнение, когда встречное транспортное средство поворачивает налево или осуществляет разворот. В ПДД ситуация одновременного поворота (разворота) налево не рассмотрена. Но все-таки будем опираться на Правила и п. 8.6, где прописано «…при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не должно оказаться на стороне встречного движения», а также п. 1.4 Правил «На дорогах установлено правостороннее движение».
Рис. 15
При выполнении поворота налево на перекрёстке с одним пересечением проезжих частей разъезжаться с транспортными средствами, выполняющими поворот налево с встречного направления, можно как правыми, так и левыми бортами.
Рис. 16а Рис.16б
Одновременный поворот налево
Но при большом потоке автомобилей и загруженных перекрёстках разъезд левыми бортами будет неудобным.
Автомобили перекроют движение друг другу и никто не сможет проехать, как это изображено на (рис. 16б).
Разъезд правыми бортами,оставляя центр перекрестка с правой стороны, создаст меньше проблем всем участникам движения. Так потоки транспортных средств не пересекутся при плотном движении.
При разъезде правыми бортами водитель, выполняющий поворот налево, должен особенно учитывать наличие встречного транспорта, который движется в прямом направлении и направо.
Осуществлять движение следует с огромной предосторожностью. Видимость встречных транспортных средств от водителя ограничена. Они закрыты транспортными средствами, ожидающими поворота налево (рис. 16а).
Для принятия решения о том, какими бортами разъезжаться, водитель должен оценить действия встречных транспортных средств: собираются они совершить маневр в соответствии с вашими представлениями или поедут по-другому. Но обязательно запомните, необходимо держать свое транспортное средство как можно ближе к центру перекрёстка.
Способ разворота зависит от того на какой перекрёсток вы выезжаете.
Если перекресток имеет одно пересечение проезжих частей, то траектория разворота не имеет значение. Важно только соблюсти очередность проезда и уступить всем кто имеет по отношению к вам преимущество.
Внимание! Инструктор даст более подробные разъяснения по выбору безопасной траектории при выполнении поворота и разворота на перекрёстке.
Рис. 17
Когда же на перекрестке несколько пересечений проезжих частей, то разворот "по малому радиусу" будет являться нарушением.
Рис. 18
Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, на перекрестке, имеющем два пересечения проезжих частей, лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев. (ч.4 ст.12.15 КоАП РФ)
Бывают ситуации, когда разделительная полоса не доходит до перекрестка и разворот происходит до перекрестка, и выезда на встречное движение, которое запрещено совершать при развороте, не совершается. Такой способ разворота изображен на рис.19.
Рис 19. Нарушения нет в выполнении разворота
13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
Рис.20 Движение в направлении стрелки
Прежде чем въехать на перекресток под включенную зеленую стрелку в дополнительной секции, водитель должен определить, какой сигнал включен в основных секциях светофора. Если в основной секции горит запрещающий сигнал (красный и желтый), то прежде чем въехать на перекресток следует убедиться, что не создается помех участникам движения, находящимся на других направлениях, т.к. перед ними в основной секции светофора в данный момент включен зеленый сигнал.
13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
Почему-то этот вопрос особенно трудно дается курсантам автошкол. Давайте основательно разберем этот вопрос
Трамвай всегда проезжает первым, кроме трех конкретных случаев.
Трамвай должен уступить нам дорогу, когда:
- выезжает из трамвайного депо, а мы движемся по дороге;
- трамвай движется в направлении, указанном зеленой стрелкой в дополнительной секции светофора, включенной одновременно с красным или желтым сигналом, а на пересекаемой дороге включен обычный зеленый сигнал;
- трамвай подъезжает к перекрестку по второстепенной дороге, а мы находимся на главной.
Рис.21 Трамвай не имеет преимущества
Во всех остальных случаях пересечения траекторий движения трамвая и безрельсового транспорта трамвай имеет полное преимущество, как на перекрестках, так и вне перекрестков.
Между собой трамвай разбираются по тем же правилам, по которым «безрельсовые» транспортные средства.
13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка.
В ситуации, изображенной на рис.22, водитель (при отсутствии встречных транспортных средств) обязан покинуть перекресток в намеченном направлении, несмотря на красный сигнал светофора, стоящего на выходе с перекрестка. Сигнал указанного светофора адресован транспортному потоку, находящемуся справа.
Рис. 22
Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.
На этом перекрестке поворот налево организован иначе. Светофор на выходе стоит не за перекрёстком, а на перекрестке (на разделительной полосе) и на пути следования через перекресток на проезжей части нанесена стоп-линия.
Рис. 23
Для поворота налево (разворота), в целях безопасности, водитель сначала обязан остановиться у стоп-линии на запрещающий сигнал светофора, а затем продолжить движение после того, как загорится разрешающий сигнал.
13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления. (ст.12.13,ч.2 КоАП; ст.12.18, КоАП)
Грузовой автомобиль въехал на перекрёсток на зелёный сигнал с пересекаемой дороги для того, чтобы развернуться. Пока он уступал встречным транспортным средствам, которые двигались прямо, сигналы на светофоре переключились – ещё секунда, и нам загорится «зелёный». Но прежде чем въехать на перекрёсток, нужно убедиться, что все транспортные средства, которые выехали на него при предыдущем разрешающем сигнале светофора с другого направления, перекрёсток покинули,
а пешеходы завершили переход проезжей части вашего направления. Помните! Покидать перекресток в тот момент, когда перед Вами включился зелёный сигнал светофора могут те водители, кто избегая экстренного торможения, въехал на перекресток при желтом сигнале светофора (п.6.4 Правил).
Рис. 24
Нерегулируемые перекрестки
Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог
Мы рассмотрим три возможных направления главной дороги на перекрестке и правила поведения в каждой из ситуаций.
1. Главная дорога не меняет своего направления (главная дорога идет прямо).
13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения. (ст. 12.13, ч.2 КоАП)
Напомним, что главная дорога – это дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 – 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей) или дорога с твердым покрытием (асфальто-и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой (п.1.2 Правил).
Если есть главная дорога, то, значит, есть и второстепенная. Такое деление необходимо для установления порядка движения через нерегулируемые перекрестки.
На них транспортные средства, находящиеся на главной дороге, имеют преимущество перед транспортными средствами, находящимися на второстепенной дороге. На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.
Желтый мигающий сигнал светофора информирует водителей о том, что перекрёсток нерегулируемый.
Руководствуясь знаком приоритета 2.1 «Главная дорога» Вы можете проехать этот перекрёсток:
Рис. 25
В прямом направлении первым, пользуясь преимуществом как перед грузовым автомобилем, так и перед трамваем, находящимися на второстепенной дороге.
С поворотом направо тоже все оказывается очень просто. Дорогу в данном случае никому уступать не нужно и можно спокойно поворачивать (кроме пешеходов).
Приповороте налево (развороте) дело обстоит несколько сложнее. Нужно уступить дорогу автомобилям, которые едут со встречного направления прямо или направо.
Правила дорожного движения, пункт 13.12: «При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев».
2. Главная дорога поворачивает направо.
В этом случае перед перекрёстком должны быть обязательно установлены два знака: 2.1 «Главная дорога» 8.13 «Направление главной дороги».
Рис. 28
Знак 8.13 «Направление главной дороги» показывает четыре направления на перекрёстке, где главная дорога уходит направо. Желтый и красный автомобили находятся на главной дороге, а мотоцикл и синяя машина – на второстепенной.
В такой ситуации начинает работать пункт 13.10 Правил дорожного движения:
Рис. 29
13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
Что касается правил проезда равнозначных дорог, то в данном случае будет применяться пункт 13.11 Правил дорожного движения:
На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев. (ст. 12.13, ч.2 КоАП)
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
Теперь перейдем к конкретному применению этого правила на практике.
При повороте направо можно проехать спокойно. Дорогу никому уступать не придется, т.к. правее
нашего автомобиля никого оказаться не может (кроме пешеходов).
При движении прямо трамваю уступаем точно – у нас с ним равное право на проезд, а при равном праве на проезд трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.
Рис. 30
Необходимо пропустить все автомобили, которые едут справа по главной дороге, т.е. абсолютно все автомобили (выполняющие поворот, разворот и двигающиеся прямо). Придется подождать.
При повороте налево или развороте так же, как и в предшествующем случае, необходимо пропустить трамвай и все автомобили, которые приближаются по главной дороге справа.
3. Главная дорога поворачивает налево.
В этом случае перед перекрестком должны быть обязательно установлены одновременно 2 знака: 2.1 «Главная дорога» 8.13 «Направление главной дороги».
Рис. 31
При таком направлении главной дороги руководствоваться нужно также пунктом 13.11 Правил дорожного движения.
При повороте направо в данном случае пропускать никого не нужно. Как Вы могли заметить, при приближении к перекрестку по главной дороге для последующего поворота направо, ни в одном из случаев пропускать автомобили не нужно. Т.е. при повороте с главной дороги направо Вы всегда имеете преимущество.
При движении прямо Вы также имеете преимущество и никого пропускать не обязаны.
Рис. 32
При выполнении поворота налево также никого пропускать не нужно.
Разворот - это единственный маневр, при выполнении которого в данной ситуации справа от Вашего автомобиля может оказаться транспортное средство. Т.е. если Вы выполняете разворот, то Вам нужно пропустить автомобили, которые поворачивают по главной направо.
Отмечу, что при проезде перекрестка по главной дороге не требуется уступать дорогу автомобилям, которые приближаются по второстепенной дороге. Правила дорожного движения, пункт 13.9: «На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения»
Резюме.
Общие правила рассматриваемых перекрёстков при наличии на них только безрельсового транспортного средства следующие:
- Первыми покидают перекрёсток транспортные средства,находящиеся на главной дороге. Если их траектории движения пересекаются (сливаются), то водители разъезжаются по правилу «правой руки».
- Последними покидают перекрёсток транспортные средства, находящиеся на второстепенной дороге. Если их траектории движения пересекаются (сливаются), то водители также разъезжаются по правилу «правой руки».
- Транспортные средства с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом имеют преимущественное право проезда перед остальным транспортом независимо от того, по какой дороге они приближаются к перекрестку.
При наличии трамвая на рассматриваемых перекресткахправила проезда следующие:
- Первым всегда покидает перекресток трамвай, находящийся на главной дороге, а затем безрельсовый транспорт, также находящийся на главной дороге.
- Далее разъезжается транспорт, находящийся на второстепенной дороге: сначала всегда трамвай, а затем безрельсовый транспорт.
Рассмотрим ещё две задачи из сборника экзаменационных билетов:
Вы намерены продолжить движение прямо. Кому следует уступить дорогу?
Обратите внимание, что мы приближаемся к перекрёстку по второстепенной дороге. И опять начинаем с того же вопроса – кто на главной? На главной дороге легковой автомобиль и автобус. Значит, им точно уступаем. А вот мотоцикл, как и мы, на второстепенной дороге, то есть у нас с ним равное право на проезд. При этом мы для него – помеха справа.
Рис. 33
Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?
На главной дороге – автобус и мотоциклист, значит им точно уступаем дорогу. А вот легковой автомобиль, как и мы, на второстепенной дороге, то есть у нас с ним равное право на проезд. При этом он для нас – помеха справа. Следовательно, уступаем всем транспортным средствам.
Рис. 34
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев (ст. 12.13, ч.2 КоАП).
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
13.11(1). При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
На перекрестках с круговым движением перестает работать правило «помехи справа». Транспортные средства, находящиеся на перекрестке, получат приоритет по отношению к въезжающим.
Рис. 35
На перекрестке помехи справа нет только у грузового автомобиля, и только он может начать движение.
Рис. 36
Но при повороте налево (или разворота) водитель грузовика получит помеху справа. Этой помехой справа для него станет красный автомобиль.
И вот там, где она (помеха справа) возникнет, то есть на перекрестке, водитель грузовика остановится, чтобы уступить дорогу легковому автомобилю (напоминаю – проблесковый маячок жёлтого цвета не даёт преимущества в движении!).
Рис. 37
При этом грузовик, въехав на перекрёсток, перестанет быть помехой справа для мотоциклиста, и мотоциклист поедет. После мотоциклиста можете начинать движение красный автомобиль – теперь у него нет помехи справа.
Рис. 38
Последним покинет перекрёсток грузовик.
Рис. 39
Следовательно, красный автомобиль уступал дорогу только мотоциклисту, строго в соответствие с принципом «помехи справа».
На данном перекрестке равнозначных дорог вы при движении прямо должны уступить дорогу только трамваю, имеющему преимущество, а легковой автомобиль, находящийся слева, проедет перекресток после вас, поскольку обязан уступить вам дорогу.
Рис. 40
На данном перекрестке при движении направо вы не должны уступать дорогу мотоциклу, находящемуся справа, поскольку, не пересекаете путь его движения. По отношению к легковому автомобилю, поворачивающему налево, преимущество за вами.
Рис. 41
Наконец, возможно такое – на перекрестке равнозначных дорог съехались сразу четыре транспортных средства, и всем надо прямо, и у каждого есть помеха справа. Ситуация патовая –
никто не может приступить к движению. В Правилах по поводу этой ситуации нет ни слова. Поэтому разбирайтесь с очерёдностью проезда сами. Если Вы самый опытный и самый вежливый, предложите мотоциклисту жестом проехать перекрёсток первым. За ним, при отсутствии помехи справа, проедет троллейбус, затем грузовик. Последним покинет перекрёсток «самый опытный и самый вежливый». Если на этом перекрёстке будет наблюдаться постоянное интенсивное движения, то здесь
обязательно поставят либо светофоры, либо знаки приоритета.
Рис. 42
13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.
Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев. (ст.12.13, ч.2
КоАП)
Рис.43 Уступите дорогу встречному транспорту
13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток,
грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.
Это значит, что в подобной непростой ситуации во избежание ДТП необходимо уступать дорогу всем
ТС, движущимся с других направлений, предполагая, что они находятся на главной дороге.