Лекции о ПДД

Расположение транспортных средств на проезжей части

Раздел ПДД №9.


Цели:

  • Знать правила расположения транспортных средств на дорогах с двусторонним движением, имеющим четыре и три полосы. Дистанция и интервал. Движение по дорогам с трамвайными путями посередине. Выезд на дорогу с реверсивным движением.
  • Уметь анализировать и правильно применять значение понятий и терминов при решении задач для подготовки к экзамену в РЭО ГИБДД.
  • Воспитывать уважение к ПДД, высокое чувство ответственности за БД.

Руководства и пособия:

  • Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями. Изд. Москва;
  • Экзаменационные (тематические) задачи. Изд. Москва. «Третий Рим».

Движение в пределах проезжей части осуществляется упорядочено, не зависимо от ширины проезжей части, и порядок этот называется рядностью. Все транспортные средства двигаются рядами в соответствии с полосами движения.

Полоса движения – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или необозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Обратите внимание – именно автомобилей. Мотоциклы без бокового прицепа – как двухколесные транспортные средства - могут двигаться по полосе движения в два ряда.

9.1.Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8 (рис.1), а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. 
При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

рис.1

 

 

рис.2 Чередование количества полос движения в одну сторону
 

9.1.1. На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

 

       1.1

       1.3
       1.11

 

Примеры с нарушением данного пункта Правил, которые могут привести водителя к лишению прав за выезд на «встречку»:

 

 

 

Водитель перестроился на полосу встречного движения на разрешенном участке дороги, а после опережения по «встречке» возвращается на свою полосу уже через сплошную линию разметки.

 

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой. (ст.12.15, ч. 3, 4 КоАП)

 

На таких дорогах транспортные потоки противоположных направлений обычно отделяют друг от друга двойной сплошной линией 1.3 горизонтальной разметки (рис.3) 

 

 

 

 

 

 

рис.3 Двойная сплошная линия 1.3 горизонтальной разметки
 

Более сложная задача поджидает водителей в том случае, когда на дороге нет разметки, поскольку даже если разметка отсутствует или не видна, выезд на полосы встречного движения все равно не допускается. Пункт 9.1 Правил обязал водителей в такой ситуации самостоятельно определять количество полос для движения. 

 

Рассмотрите рис.4 «Дорога с четырьмя
полосами движения»

Не всегда на дорогах имеется разметка, но водитель должен уметь определять количество полос для движения. Именно такие ситуации и подразумеваются в данном пункте.

 

 

 

 

 

рис.4 Дорога с четырьмя полосами движения
 

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается. (ст.12.15,ч.3, 4 КоАП) 

 

 рис.4 Разметка 1.9


Рассмотрите рис.5, сколько полос имеет дорога?

Да, это дорога с тремя полосами. За городом часто можно встретить дороги с тремя полосами. 


На дорогах с тремя полосами крайние полосы предназначены только для движения в одном направлении. Встречному транспорту движение по ней запрещено, несмотря на то, что прерывистую линию разметки 1.5 можно пересекать с любой стороны. Средняя полоса используется попеременно обоими потоками с целью обгона, объезда, поворота налево и разворота. Использовать среднюю полосу для постоянного движения категорически запрещается.

 

рис.5 Дорога с тремя полосами движения

 

На рис.6 рассмотрите правила маневрирования на трех полосных дорогах:

рис.6

 

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 «Автомагистраль» или 5.3 «Дорога для автомобилей» (рис.7) или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

 

 

 

 

рис.7


В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.

При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

Пункт 9.4 изложен в Правилах так, что читая, его трудно что-либо понять, а тем более – запомнить.
Попробуем пересказать его своими словами. Если говорить о выборе правильной полосы для движения, то надо учесть, что существует три варианта дорог.

Вариант 1 – многополосная дорога вне населенного пункта, а также попавшая в черту города (поселка) автомагистраль, дорога для автомобилей или иная «трасса», по которой разрешено движение более 80 км/ч. На таких дорогах вы должны придерживаться правого края проезжей части.

Ехать в любых левых рядах при свободных правых запрещается. Представьте себе, что встречную машину по какой-то причине выносит на противоположную, то есть вашу, половину дороги. В таком случае, двигаясь в крайнем правом ряду, вы заметно снижаете для себя риск лобового столкновения. 

К сожалению, в жизни данное правило мало кто соблюдает, поэтому это ведет и к росту аварийности, и к снижению пропускной способности наших дорог.

Вариант 2 – дорога в населенном пункте, имеющая две полосы для движения в вашем направлении – правую и левую. На таких дорогах вы можете выбрать любую полосу (ряд), однако при интенсивном движении запрещается перестраиваться из одного ряда в другой без необходимости.

Вариант 3 – дорога, имеющая трии более полос для движения в вашем направлении, как в населенном пункте, так и за городом (сюда могут входить и дороги, описанные в первом варианте). На таких дорогах запрещается занимать крайний левый ряд без уважительной причины.

Уважительными причинами являются интенсивное движение, когда заняты остальные полосы, а также поворот налево и разворот – для любых транспортных средств. Использовать крайний левый ряд с целью опережения могут только легковые автомобили, автобусы и мотоциклы. Что касается грузовиков – опережение по крайней левой полосе разрешён только тем из них, чья разрешённая максимальная масса составляет 2,5 тонны или менее. Иными словами, не только «тяжёлым», но и
«средним» грузовикам с разрешённой максимальной массой от 2,5 до 3,5 тонны (сюда попадают «Газели») опережение с использованием крайнего левого ряда на многополосных дорогах запрещён. Это не опечатка, а отступление от общего правила.

Если многополосная дорога, описанная в третьем варианте, проходит через населенный пункт и при
этом не является автомагистралью или дорогой для автомобилей, то остальные ряды, кроме крайнего левого, можно занимать так же, как и в варианте 2. Если это автомагистраль, дорога для автомобилей или любая дорога вне населённого пункта – занимать полосы на ней нужно по «рецепту», упомянутому в варианте 1.

Как показывает мировая практика (да и наша тоже), водители, придерживающиеся одной полосы движения, прибывают в конечный пункт маршрута практически одновременно с «дергаными» водителями (а иногда и раньше). По крайней мере, разница во времени прибытия на маршруте протяженностью 40—50 км в городских условиях составляет не более 5—6 минут. Так стоит ли дергаться? 

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 (рис.1), движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.


Посмотрите рис.8 и вспомните в разделе 8 ПДД, пункт 8.5, где рассмотрены варианты использования трамвайных путей на перекрестках и рассмотрите рисунок «Трамвайные пути между перекрестками»

 

 

 рис.8 Трамвайные пути между перекрестками

Помните:

  • Для увеличения пропускной способности дорог двигаться по трамвайным путям попутного направления можно практически в любом случае, если они расположены слева от водителя и находятся на одном уровне с проезжей частью.
  • Как на перекрестках, так и между ними, при подготовке к повороту налево или развороту водитель обязан выехать на трамвайные пути попутного направления (при отсутствии знаков 5.15.1; 5.15.2).
  • Если трамвайные пути расположены на разделительной полосе, то выезжать на них запрещено. Выезжать на трамвайные пути встречного направления, даже когда они расположены на одном уровне с проезжей частью, категорически запрещено.


9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

Пришло время поговорить о реверсивном движении. Для примера возьмем дорогу, изображенную на рис.9 «Реверсивное движение»

Эта дорога имеет по две полосы движения в каждом направлении, а также среднюю полосу, движение по которой возможно как в одну сторону, так и в другую. Направление движения по этой полосе определяется с помощью реверсивных светофоров.

 

Поскольку в данный момент нам виден зеленый сигнал реверсивного светофора, то в этом 

направлении к существующим двум полосам добавляется еще одна, расположенная по середине проезжей части. Вследствие этого пропускная способность дороги увеличивается.

В течение дня плотность транспортного потока в одну сторону уменьшается, в другую увеличивается. Сигналы светофора переключаются, и направление движения по средней полосе меняется на противоположное.

 

Есть еще одна особенность дороги с реверсивным движением. Поворачивать на нее разрешается только на крайнюю правую полосу. Мало того, менять эту полосу сразу — запрещено!

 

 

рис.9 Реверсивное движение

 

Перестроиться левее можно, лишь убедившись в том, что движение в данном направлении разрешено и по соседним полосам тоже.

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1 и 24.2 Правил). Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения. 

 

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию (Б) до движущегося впереди транспортного

 средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал (А, В), обеспечивающий безопасность движения. 

 

На каком расстоянии следует держаться от идущего впереди автомобиля? На таком, чтобы можно было успеть остановиться, если он резко затормозит. Естественно, когда дистанция мала, любая неожиданная ситуация может привести к тому, что водитель не успеет среагировать.

 

 

рис.10 Дистанция и боковой интервал

 

С увеличением интенсивности движения просчеты в выборе дистанции становятся все более опасными. Таким образом, чем выше скорость, тем больше должна быть и дистанция.

При выборе дистанции водитель должен учитывать многие факторы: состояние дорожного покрытия, погодные условия, техническое состояние его автомобиля. 

Не менее важно выдерживать безопасный боковой интервал – расстояние между бортами транспортных средств, движущихся попутно и навстречу друг другу.

Существуют разные рекомендации по выбору безопасной дистанции. Наиболее известна такая:

Держать дистанцию в метрах, численно равную половине значения скорости (например, при скорости 80 км/ч дистанция должна быть 40 м). Если при движении вы видите, что происходит впереди автомобиля, движущегося перед вами, считайте, что вы увеличили необходимую дистанцию практически вдвое. Однако определять дистанцию приходится на «глаз» - других измерительных приборов под рукой у водителя нет.

Когда можно и должно увеличивать дистанцию?

Во-первых, на скользкой дороге (обледенелой, заснежено, мокрой и т.д.). Во-вторых, когда вы не уверены в безукоризненном техническом состоянии своего автомобиля (особенно его тормозной системы и шин). В-третьих, при движении зимой за автомобилем со знаком «Ш», означающим, что на нем установлены шипованные шины (на скользком покрытии такой автомобиль становится быстрее автомобиля на нешипованных шинах). В-четвертых, при движении за грузовиком, автобусом, фургоном, автомобилем с большим прицепом, закрывающим обзор дороги. В-пятых, если есть ощущения, что в результате общей усталости ваши реакции становятся замедленными. Каждому водителю следует стараться поддерживать среднюю для потока дистанцию. Иначе начнутся попытки обгонов и перестроений, что повышает нервозность дорожной обстановки. В итоге замедляется средний темп движения.

9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие
его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

Желательно, чтобы водители «тихоходов» и «длинномеров» не только знали требование данного
пункта, но и применяли его на практике.

9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное. 

 

 

 

Карта сайта

map site

Мы в Вконтакте