Раздел ПДД №10.
Цели:
- Знать факторы, влияющие на выбор скоростного режима. Остановочный и тормозной путь транспортного средства.
- Максимальные разрешенные скорости движения транспортных средств на различных дорогах.
- Уметь анализировать и правильно применять значение понятий и терминов при решении задач для подготовки к экзамену в РЭО ГИБДД.
- Воспитывать уважение к ПДД, высокое чувство ответственности за БД.
Руководства и пособия:
- Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями. Изд. Москва;
- Экзаменационные (тематические) задачи. Изд. Москва. «Третий Рим».
10.1.Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения (ст. 12.9, ч.ч. 1-4 КоАП), учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Водитель выбирает скорость движения, учитывая многие факторы.
Водитель должен знать скоростной предел, установленный настоящими Правилами, для его транспортного средства на различных дорогах (автомагистраль, вне населенного пункта, населенный пункт), а также указания завода-изготовителя транспортного средства, требования по перевозке конкретных грузов.
Необходимо учитывать интенсивность движения, которая определяется загруженностью дороги
транспортными средствами. При интенсивном движении наиболее безопасно двигаться со средней скоростью транспортного потока. Увеличение скорости движения удлиняет остановочный и тормозной путь автомобиля.
Остановочный путь автомобиля – это расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.
Рис.1
Учитывая условия видимости (темное время суток, условия недостаточной видимости), водитель должен так выбирать скорость, чтобы остановочный путь автомобиля не превышал расстояние видимости.
В противном случае скорость необходимо снизить. На остановочный путь влияет реакция водителя, состояние транспортного средства и дорожного покрытия. Начало дождя – наиболее опасный момент для водителя, движущегося по асфальту на высокой скорости. Частицы пыли, резины от колес, грязи и т.п., смачиваясь, образуют на дороге скользкую пленку, которая затем растворяется и смывается с дороги усиливающимся дождем. Поэтому в указанных условиях следует снизить скорость и быть особенно осторожным.
Рис. 2 Водяной клин |
Не меньшую опасность таит движение с высокой скоростью во время сильного дождя или сразу после него, когда проезжая часть залита водой. В этих условиях между колесами и дорогой образуется водяной клин. |
восстановления контакта колес с дорогой они находились в положении для движения прямо.
При проезде глубоких луж и других водных препятствий тормозные колодки намокают, что приводит к существенному снижению эффективности торможения. Глубокие лужи преодолевайте на небольшой скорости, а затем обязательно проверьте работу тормозов. При необходимости просушите тормозные колодки, продолжая движение на небольшой скорости и нажимая на педаль тормоза.
Второй абзац очень важен. Именно он чаще всего фигурирует в материалах уголовных и административных дел по ДТП. Следователя мало интересует, виноватли пострадавший в ДТП пешеход – он оценивает действия водителя и ищет ответ на вопрос: мог ли водитель в сложившейся обстановке предотвратить наезд на человека? Если водитель видел пешехода заранее, и ему не хватило остановочного пути – почему он выбрал такую (слишком высокую) скорость? Если же увидел
пешехода в последний момент (например, тот выбежал из-за угла) – почему он ехал мимо угла с такой скоростью, что не успел остановиться.
Учитывайте, что с увеличением скорости движения имеет место так называемый «тоннельный
эффект» - сужается поле зрения (поле концентрации внимания) водителя.
10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.
Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может разрешаться повышение скорости (с установкой соответствующих знаков) на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения, установленные для соответствующих видов транспортных средств на автомагистралях.
Обычно увеличивают величины разрешенной максимальной скорости:
- на магистралях, связывающих улично-дорожную сеть города с внешними автомобильными дорогами, аэропортами, речными, морскими и железнодорожными вокзалами;
- на магистралях или их участках, проходящих вне пределов жилой застройки, в лесопарках, промышленных и других малозастроенных зонах городской территории.
Во всех случаях устанавливаемый новый скоростной предел не должен превышать величин максимальной скорости, регламентированных п.10.3 Правил для движения на автомагистралях.
10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:
- легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях — со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах — не более 90 км/ч;
- междугородним и маломестным автобусам и мотоциклам на всех дорогах— не более 90 км/ч:
- другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной макс. массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч;
- грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове — не более 60 км/ч;
- транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, — не более 60 км/ч.
10.4. Транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч.
10.5. Транспортным средствам, перевозящим крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозки.
Водителю запрещается:
Рис.3 |
|
При движении без необходимости со слишком малой скоростью Вы можете создать помехи другим транспортным средствам, и это будет расцениваться как нарушение рассматриваемого пункта Правил. При таком движении значительно увеличивается расход топлива. Если по каким-либо причинам Вы вынуждены двигаться с малой скоростью (за исключением движения в заторе, для выполнения требований запрещающего знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости» и т.п.), то для информирования других водителей включите на транспортном средстве аварийную сигнализацию.